1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №280 (1328) за 10.12.2002

СПИРТ -- В БЕНЗОБАК? ДА Я ТЕБЯ!..

А действительно ли газ -- единственное альтернативное бензину топливо для наших авто? С этим вопросом мы обратились к члену-корреспонденту НАН Украины, завотделом гомогенного катализа и присадок к нефтепродуктам Института биоорганической химии и нефтехимии профессору Григорию Ковтуну.

-- Это хороший, но не единственный вариант. Конечно, еще долго лидером будет бензин: все двигатели и системы под него разработаны, созданы компоненты, выполняющие, кроме функции выработки энергии, и другие -- например, пусковые или для смазки узлов трения топливной системы двигателя. Но при желании переоборудовать авто "под газ" не сложно и не очень дорого. Есть хорошие инженерные решения наших ученых, да и сеть специальных АЗС медленно, но расширяется.

И все же зря у нас замедлились исследования по переводу транспорта на электроэнергию, водород и другое альтернативное топливо. В начале 90-х в Харькове "бегали" опытные образцы на водороде ("Волга", "Москвич"). Были и электромобили. Однако все упиралось в "мелочи". Например, водород нужно было сжать, поместить в баллоны из особых материалов и "приладить" к машине, обеспечив безопасность. У электромобиля -- проблема с надежностью аккумулятора и его подзарядкой. Были попытки перевести автомобили на спирт (метанол, этанол) и на водобензиновые смеси. Сегодня Украина первая из стран СНГ использует высокооктановые бензины с добавкой до 6--8% безводного(!) этилового спирта. Однако мешают применению таких бензинов... народные умельцы. Они, в обход узаконеных рецептур, используют обычный (водный) спирт и низкосортные фракции бензинов. Это ведет к расслоению топлива, а иногда в баках автомобиля образуется вязкотекучее желе с запахом самогона.

В странах, где хорошо научились считать деньги, работают даже с аэрационным, то есть канализационным, газом. Очистив сточные воды от диоксида углерода, получают топливо с содержанием метана до 80%. К примеру, из отходов жизнедеятельности киевлян ежедневно можно производить горючий газ, эквивалентный железнодорожной цистерне бензина -- свыше 60 т. В США, Чехии и других станах более 10 лет назад успешно испытаны автомобили, переоборудованные под канализационный газ.

Много кое-чего еще предлагают ученые вместо бензина и дизельного топлива -- растительные масла, например. Созданы дизельные двигатели, работающие на пылеугольном топливе. Вот только под все эти супертехнологии нужно государственное финансирование. И те же американцы, ведя полным ходом работы по замене бензина альтернативным горючим, жестко отстаивают свой контроль над "нефтяными" странами. Видимо, полной замены углеводородам еще долго не найдут.