Выпуск газеты Сегодня №280 (1328) за 10.12.2002
"КОНФЛИКТЫ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ? ЭТО НЕРЕАЛЬНО", --
-- Владимир Петрович, как вы оцениваете то, что у нас впервые создано коалиционное правительство?
-- Прежде всего, это импульс к началу "позитивного политического этапа" после затянувшегося осеннего конфликтного периода. Изменилось само политическое пространство: радикальная оппозиция исчерпала свой потенциал, появились новые игроки, изменились ставки -- надежды оппозиции на нестабильность и последующую цепную социальную реакцию не оправдали себя. Как видно по первым шагам нового Кабинета министров, Виктор Янукович старается привнести не просто командные изменения, а новую, как мне кажется, перспективную методологию государственной политики -- региональную. Это действительно политическая инновация.
-- А нет ли у вас ощущения, что "коалиционная арифметика" и математический принцип распределения должностей в правительстве противоречат принципу профессионализма?
Механизм ответственности парламентского большинства за результаты работы коалиционного правительства -- это и есть главная гарантия профессионализма членов Кабмина. На примере Виктора Януковича и Николая Азарова, которых выдвинули две парламентские фракции Партии регионов, можно с полной уверенностью убедиться, что профессиональный и представительский факторы находятся в полной гармонии.
-- А не является ли фактором конфликтности то, что в правительстве оказались два таких сильных лидера, наделенные огромными полномочиями и обладающие большими профессиональными амбициями ?
-- Конфликты возникают тогда, когда полномочия недостаточно четко определены, а существующие амбиции являются амбициями скорее личностного, а не профессионального порядка. Если же говорить об Азарове и Януковиче, то совершенно очевидно, что они -- менеджеры высокого уровня, для которых первостепенное значение имеют конкретные результаты работы, а не политические игры и "аксессуары власти". Так что вероятность конфликтов в правительстве, я думаю, полностью исключена.
-- Как вы отнеслись к своей собственной отставке и на каких направлениях деятельности сейчас сосредоточились?
-- Я думаю, что любому аналитику понятно: мой уход с поста вице-премьер-министра и назначение двух первых лиц правительства, которые были выдвинуты фракциями партии -- командная игра и ее выигрыш.
Как это ни парадоксально, но у меня именно теперь появилась возможность вплотную заняться политикой: необходимо сосредоточить внимание на партийном строительстве -- это стратегически важное задание. К тому же я продолжаю руководить одним из крупнейших в стране научно-техническим комплексом -- Северо-Восточным научным центром Национальной академии наук Украины. О других своих профессиональных обязанностях, которых более десятка -- уже не говорю...
-- Учитывая, что в нынешнем правительстве достаточно широко представлен "блок симпатиков" Партии регионов, можно ли сказать, что вы заняли не так давно освободившуюся нишу "партии власти"?
--- Власть должна быть не ресурсом, а стимулом для работы партий. Мы пойдем традиционным для всего европейского политического мира путем: адекватная идеология -- эффективная инфраструктура -- верная кадровая политика -- работа на местах -- доверие людей -- поддержка избирателей -- легитимная власть. Ставка на административные технологии -- ошибка, которая достаточно часто повторялась, чтобы стать наглядным уроком.
-- В чем, по вашему мнению, будет специфика участия политических структур в президентской кампании 2004 года?
-- Я думаю, что партии сыграют существенную роль. И те политики, которые захотят выдвигаться на президентский пост, станут опираться на их поддержку. Партийные бренды будут усиливать харизматическую составляющую избирательной кампании, и кандидаты, которые сумеют соединить личные качества с партийной поддержкой, получат шанс.
-- Будет ли стабильной нынешняя парламентская коалиция? Ведь голосование по вопросу отставки главы Национального банка Украины продемонстрировало, что малые фракции, не получившие "портфельной компенсации", теперь выступают в роли слабого звена.
-- Коалиция будет стабильной до тех пор, покуда будут незыблемы принципы солидарной ответственности парламентского большинства. Завершением формирования механизмов этого процесса станет перераспределение парламентских комитетов -- тогда интересы "фракций", думаю, будут удовлетворены.
Главная проблема руководства малых фракций -- это дилемма идентичности в парламентском большинстве, формируемом мощными депутатскими объединениями, -- кем быть: "головой у страуса" или "хвостом у льва"?.. Каждый делает свой выбор.