1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №281 (1329) за 11.12.2002

ШЕСТИЛЕТНИЙ ВУНДЕРКИНД ЗАПРОСТО ОБЪЯСНИТ, ЧТО ТАКОЕ "КВАДРИЛЬОН"

Маленький вундеркинд из села Великие Будища под Диканькой читает 126 слов в минуту по-русски и по-украински, декламирует Пушкина и рассуждает о шекспировском "Гамлете".

С ПЕЛЕНОК -- В ШКОЛУ

Первую попытку отдать смышленое дитя в школу родственники Саши Костюковича предприняли, когда мальчику не было и четырех лет. Но запротестовали врачи из местной поликлиники: нельзя ребенка в таком возрасте садить за парту -- заработает искривление позвоночника и что дальше?

А Саша в столь юном возрасте уже бегло читал, считал до ста и жаждал новых знаний. И чтобы "не простаивать", начал читать Пушкина. А поскольку память у него феноменальная, запоминал прочитанное в один миг. Поэтому следующей весной родители мальчика снова обратились к школьному руководству: разрешите, мол, хоть контрольные работы написать, знания проверить. Директор диканьской средней школы пошла навстречу -- разрешила эксперимент. Саша с заданиями справился на "отлично". Ну чем не готовый ученик второго класса, пускай и четырехлетний?

Вместе с бабушкой, Верой Федоровной, по уже проторенной дорожке вновь отправились в поликлинику. В кабинете у психиатра Саша увидел на стене изображение Божьей Матери. "Там, где икона висит, молиться нужно", -- сказал он, подошел, прочитал молитву. Потом обернулся к доктору и серьезно спросил: "Вы дадите мне справку, ведь правда?" И сердце врача растаяло...

ЗАГОВОРИЛ, КОГДА ПОСЧИТАЛ НУЖНЫМ

Сейчас Саша Костюкович учится в четвертом классе, самостоятельно осваивает английский по учебнику Роны Роуз, серьезно увлекается астрономией, поскольку имеет нетипичную для современных детей мечту -- стать астронавтом. 26 ноября ему исполнится семь лет.

-- Вера Федоровна, внук доставляет много хлопот? -- интересуюсь у бабушки юного гения, ведь именно она, в основном, занимается Сашиным образованием.

-- Хлопот никаких. Сначала он был ребенком, "испорченным" цивилизацией. Впервые дети привезли мальчика к нам из Москвы, когда ему было полтора годика. Тогда Саша еще не говорил ни одного слова. Позже я поняла, что у него просто не было в этом необходимости! Родители разрешали сыну свободно пользоваться телепультом, и малыш с удовольствием знакомился с окружающим миром через телевизор.

Бабушка стала показывать ему разные предметы, говорить, как они называются, и Саша вскоре научился говорить. Когда мальчику было чуть больше двух, Вера Федоровна как-то случайно прочитала вслух по буквам название какого-то журнала. Саша тут же безошибочно их повторил, после чего за месяц выучил весь алфавит. Когда, спустя год, внука снова привезли погостить, оказалось, что азбуку он забыл, но дня за два-три все вспомнил, и бабушка начала учить его читать.

-- Вы пользовались каким-то своим методом?

-- По образованию я химик и тут тоже слегка "схимичила". Не стала учить по принципу "м" и "а" -- вместе "ма". А взяла и ко всем гласным буквам подописывала согласные и распределила их по столбикам: в один -- "да", "ма", "па", в следующий -- "мо", "ло", "ко" и так далее. Если ребенок визуально запомнит слог, он легко его узнает и прочитает в любом слове и из слогов составит слово. Этот метод я уже испробовала на старшей внучке Алине. Ей тогда было пять лет, и мы договорились: две недели я учу ее читать, и после этого она будет читать мне сказки. Так и получилось.

СНАЧАЛА НА ЛУНУ, ПОТОМ В АРМИЮ

В школу Саша пошел сразу во второй класс. Родители решили не форсировать события, не загружали его учебой. Правда, за две недели зимних каникул, занимаясь с бабушкой по два-три часа в день, мальчик полностью прошел программу второго полугодия.

-- У Саши был большой интерес к этому, -- говорит Вера Федоровна. -- А летом он сам взял учебник математики за третий класс и начал изучать самостоятельно, причем с конца. Сначала решил "Интересные задачи" (это в учебнике самое сложное), потом стал проходить уроки от более сложных к простым. На середине книжки ему стало неинтересно. Сейчас уже заглядывает в "Интересные задачи" учебника за четвертый класс. Знает много того, чего не дает программа. Например, может запросто объяснить, что такое "квадрильон".

-- При таком серьезном подходе к учебе ты, наверное, и будущее свое распланировал? -- интересуюсь у юного вундеркинда.

-- Пока что буду учиться в школе. Заканчивать два класса за один год не собираюсь, потому что в таком случае и уроков будет вдвое больше.

В свободное время Саша ведет себя как обычный ребенок -- бегает, шалит, стреляет из рогаток. У него их целый арсенал. На вопрос, пойдет ли служить в армию, когда вырастет, ответил: "Сначала слетаю на Луну, посмотрю, как там, а потом, возможно, и в армию пойду..."

"МОЙ ВНУК -- ОБЫЧНЫЙ РЕБЕНОК!"

Вера Федоровна не считает своего внука вундеркиндом. "Он обычный ребенок, -- говорит бабушка. -- Я наблюдаю и вижу, что умных детей очень много. Другое дело, что до шести-семи лет, когда дети интенсивно развиваются, с ними никто серьезно не занимается. Поэтому и потенциал остается невостребованным".

Директор общеобразовательной школы села Чернечий Яр и учительница Саши Валентина Левченко придерживаются другого мнения.

-- На мой взгляд, тут есть серьезная часть феномена в самом ребенке, умноженная на титанический труд бабушки с дедушкой, -- говорит Валентина Сергеевна. -- Они научили мальчика работать, логически мыслить и выполнять все последовательно. Работать с такими детьми -- одно удовольствие. Хотя поначалу, откровенно говоря, немного струсила...

С заданиями четвертого класса Саша справляется блестяще. Читает 126 слов в минуту при норме 95 слов к окончанию учебного года. Самостоятельно выучил около тысячи английских слов. Ему достаточно один раз объяснить какое-то правило, и он больше никогда на нем не споткнется. Серьезно интересуется астрономией, знает названия всех планет и их спутников.

-- Валентина Сергеевна, в вашей практике это первый вундеркинд?

-- Когда-то мне приходилось учить очень одаренного семиклассника, тоже Сашу. Позже я встретила его лет через двадцать, он стал крупным бизнесменом. Такие ученики не позволяют расслабляться, с ними очень интересно. И я благодарна судьбе за то, что она снова послала мне такого чудесного ребенка.