1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №284 (1332) за 14.12.2002

НАШИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ВДОХНОВИЛИ АЛЕКСАНДРА МАЛИНИНА НА УКРАИНСКИЕ ПЕСНИ

"Укрзалізниця" -- ровестница нашей независимости: сегодня ей исполнилось 11 лет. Накануне этой годовщины "самых-самых" заслуженных железнодорожников пригласили во Дворец культуры "Украина". С главной сцены страны их поздравили Президент Леонид Кучма и министр транспорта Георгий Кирпа.

А последовавший затем концерт поразил воображение своим размахом и элитным составом исполнителей. Для них заливался соловьем Василь Зинкевич и выдавал оперные "децибеллы" Николай Басков; для них танцевали Национальный ансамбль имени Вирского и театр современной хореографии "Созвездие Анико"; их смешил пародист Максим Галкин. А звезда российской эстрады Александр Малинин даже запел по-украински -- не просто без акцента, а по-нашему пронзительно-душевно. Но разве не достойны такого подарка и те, кто сидел в зале, и те, кто в это время обеспечивал четкий ритм работы на стальных магистралях?

Вопрос, конечно, риторический. "В вашей профессии есть такое выражение -- "подвижной состав", -- заметил в своем выступлении глава государства. -- Думаю, что Президент, особенно в такой день, может позволить себе немного лирики: именно вы -- люди, которые являются гордостью вашей профессии и гордостью Украины -- и есть ее настоящий подвижной состав". Действительно, темпы развития крупнейшего в стране единого экономического комплекса, коим яляется "Укрзалізниця", впечатляют, особенно -- в последние два года. Попробуем заглянуть за праздничный фасад и хотя бы бегло оценить, каких же успехов добилися почти полумиллионный коллектив железнодорожников.

Не будет преувеличением сказать, что начавшийся два года назад подъем нашей экономики в решающей мере зависит от динамичного развития "железки". Ведь на долю железнодорожного транспорта сегодня приходится 84% общенациональной перевозки грузов и 62% -- пассажиров. Давайте чисто гипотетически представим, что в одночасье остановились все поезда! Это похлеще любого фильма ужасов, это -- полный паралич страны и коллапс всей экономики. Разумеется, такая страшилка -- "ненаучно-фантастична" даже в масштабах одного перегона. Ведь за тем фактом, что в последние два года на рельсах не произошло ни единой аварии (тогда как в 1995-м, например, их было 20), а количество катастроф сократилось в 3,5 раза, просматривается не только повышение трудовой дисциплины. Здесь -- стратегическая ставка на модернизацию инфраструктуры колейного хозяйства и создание нового парка подвижного состава, что в сумме обеспечивает безопасность на железных дорогах. Самый яркий пример здесь -- модернизация линии Киев--Харьков, позволившая пустить первый в стране скоростной поезд "Столичный экспресс", по времени доставки пассажиров дающий фору не только рейсовым автобусам, но и легковым авто. Не за горами времена, когда мы сможем пользоваться и услугами сверхскоростных поездов, разгоняющихся до 250 "кэмэ" в час.

Ясно, что с доставшимися в наследство от СССР старенькими тепло- и электровозами "вертикальный взлет" так и остался бы пустым прожектерством. С неотвратимостью встала задача создать современные отечественные образцы "тягловой силы". И в сотрудничестве с наукой и машиностроением железнодорожники с этой задачей справились. Холдинговая компания "Лугансктепловоз" разработала новые образцы электро- и дизель-поездов; Днепропетровский электровозостроительный завод создал и запустил в серию мощный и экономичный электровоз, а в сотрудничестве с компанией "Сименс" "родил" машину XXI века -- грузопассажирский электровоз переменного тока с асинхронным приводом. Под новые поезда и вагоны нужны современные, не так ли? Железнодорожники "озадачили" Крюковский вагоностроительный завод, и в итоге имеем три типа современных пассажирских вагонов, по комфортности не уступающих западноевропейским, а по надежности -- и превосходящих их. С грузовыми вагонами -- тоже дело налаживается: в последнее время на отечественных предприятиях построено 9 новых типов "грузовиков". Неудивительно, что "Укрзалізниця" при этом стала главным заказчиком машиностроителей, тем самым обеспечивая работой десятки тысяч человек в смежных отраслях. Кстати, и у себя ежегодно, начиная с 2000-го, создает 2,8 тыс. новых рабочих мест.

Наверное, любой, кто пользуется услугами "железки", обратил внимание, как похорошели, принарядились украинские вокзалы. Конечно, прежде всего приходит на ум обновленный Центральный вокзал столицы, и особенно -- суперсовременный Южный. Но ведь и сотни провинциальных, еще пару лет назад походивших на обшарпанные сараи, ныне выглядят весьма презентабельно. А 50 основных ж/д вокзалов доведены до европейского уровня.

Надеюсь, читатель простит автору пристрастие к цифири, ведь слово -- серебро, а финансовый результат реформирования отрасли -- золото. В прямом смысле. Так вот, еще в 2000-м "Укрзалізниця" была глубоко убыточна: "минус" превышал 1 млрд. грн. А сегодня превратилась в рентабельную, с чистой прибылью в 300 млн. грн. И если вы -- бюджетник, думается, вам небезынтересно будет узнать, что транспортники впервые за последние годы дали миллиардные отчисления в казну, из которых почти две трети -- вклад "железки". Еще и поэтому успехи железнодорожников -- не сугубо их личное дело. Давайте же поздравим их с праздником и пожелаем зеленого света в пути и уюта и достатка -- в доме.