1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №286 (1334) за 17.12.2002

СТОИМОСТЬ РЕМОНТА ОПРЕДЕЛИТ КОМПЬЮТЕР

С автомобилем, к сожалению, иногда случаются различные неприятности: то в аварию попадет, то деталь какая-то "полетит", то не заводится... Выход в этом случае, как правило, один -- ремонт.

Однако перед тем, как доверить свою машину станции технического обслуживания, владелец желает определить стоимость ремонта. А это весьма нелегкая задача. Во-первых, нужно знать цену всех запчастей (а ведь это тысячи наименований!). Во-вторых -- количество времени, необходимого на их замену (а эту информацию может дать только производитель автомобиля). В-третьих -- стоимость одного часа работы механика (причем, в зависимости от сложности работы), так как на разных станциях эта стоимость тоже разная... Вот и выходит, что цены на проведение одного и того же ремонта, но подсчитанные разными структурами, могут различаться вдвое, а то и втрое...

А представьте, произошло ДТП. Естественно, водитель, который двигался в соответствии с Правилами дорожного движения, пытается отремонтировать машину на более внушительную сумму -- для этого он обращается на "крутую" станцию техобслуживания и просит заменить ему чуть ли не всю "начинку" машины. Водитель-виновник пытается занизить сумму ущерба, предоставляя справки из частных мастерских, где за ремонт берут гораздо меньше. Бывает, эксперты пытаются приписать не причиненные повреждения или (самое распространенное) завышают объемы и стоимость ремонтных работ в корыстных целях. В результате -- судебная тяжба...

Впрочем, есть и другой выход. Стоимость восстановительного ремонта с точностью до копейки можно подсчитать на компьютере -- для этого применяется программный комплекс Audatex, созданный немецкими специалистами. В нем содержатся справочные данные о всех запасных частях по более чем 70 тыс. моделей автомобилей. Программа "знает", сколько времени надо затратить на ту или иную операцию. Цена определяется в зависимости от того, что хочет клиент -- заменить деталь, отремонтировать, покрасить, проверить или сделать диагностику, причем, берутся во внимание цены оригинальных запчастей завода-изготовителя. Также учитываются и лакокрасочные работы. Самое интересное, что Audatex позволяет учесть множество "сопутствующих" параметров -- например, повышение стоимости зарубежных деталей на украинском рынке (в среднем на треть), текущий курс валюты, стоимость услуг мастера на конкретной станции техобслуживания, методические рекомендации товароведов и многое другое. База данных обновляется ежемесячно. Эта программа апробирована Донецким институтом судебных экспертиз и рекомендована к применению Министерством юстиции. Программу уже установили ведущие страховые компании, крупнейшие станции техобслуживания, экспертные организации.

-- Подсчет стоимости ремонта занимает теперь полчаса, -- говорит специалист Роман Браковский. -- Причем, программа, если так можно выразиться, "не имеет кармана", то есть взятку ей предлагать бесполезно -- она считает объективно и непредвзято. Программа Audatex разработана не в интересах страховых компаний и не в интересах станций техобслуживания, а именно в целях объективной оценки стоимости ущерба и определения реальных затрат на выполнение восстановительного ремонта транспортного средства.

Я попросил показать, как работает программа. Допустим, произошло ДТП, пострадал автомобиль Фольксваген Гольф, третья модель. Необходимо заменить левое переднее крыло, левую переднюю фару, бампер. Надо также учесть цену краски. Вводим стоимость работы мастера -- 90 гривен в час, маляра -- 80. Программа выдает результат: 4407 гривен 56 копеек (с учетом НДС). Я усложняю задачу: допустим, фара у меня есть, ее надо только установить. Программа выдает новый результат: на 800 гривен меньше. Красота! Я снова усложняю задачу: покраска не нужна. И программа, "не моргнув глазом", выдает новый результат...