1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №287 (1335) за 18.12.2002

"МЫ ПРОДЛЕВАЕМ ЖИЗНЬ ПЕСНЯМ НАШЕГО ОТЦА"

Какие они разные, сыновья Назария Яремчука! Дмитрий -- брюнет, артист от "а" до "я" -- яркий, общительный, открытый. Назар -- блондин, композитор-"академист" -- сдержанный, стеснительный, обстоятельный. Видимо, в каждом повторились какие-то черты их легендарного отца.

"КОГДА НЕ СТАЛО ОТЦА, НАШ МИР РАЗРУШИЛСЯ..."

-- Ваше первое воспоминание об отце?

Дмитрий:-- Отец рано потерял своих родителей и старался восполнить это в общении с нами. Детство -- это самая светлая страничка в нашей жизни. Мама с папой старались всю любовь в нас вкладывать. Отец по своей родословной происходит из рода небедного, дед был очень образованным человеком -- знал шесть языков. Когда в Буковину пришла советская власть, он, как мудрый человек, все отдал. Оставил себе дом и маленький кусочек земли. Начались очень серьезные проблемы, и так сложилось, что дед и бабушка поженились после того, как овдовели, уже зрелыми людьми. От их брака родились трое детей: Богдан, Катерина и Назар. А от первого брака у деда был сын, который окончил университет и уехал за границу, живет и доныне в Канаде, мы поддерживаем с ним отношения. Он уже довольно преклонного возраста, но душой молод. Это настоящая ходячая энциклопедия, владеет в совершенстве семью языками. А по маминой линии наша родословная идет с одной стороны от запорожских казаков (дед), а с другой -- с Закарпатья (бабушка). Можно сказать, что в нас с братом соединилась вся соборность Украины.

Когда я вспоминаю отца, всегда вижу его улыбку и слышу его ни с чем не сравнимый смех. Он смеялся во всю силу очень красиво, как пел. Как-то я шел вечером по Крещатику, и по радио звучали его песни -- о таких простых вещах, как любовь, уважение. И снова нахлынули чувства...

Человек не должен терять связи со своим родом. Моя бабушка говорила о том, чему ее учила ее бабушка. Самая большая проблема нашего времени -- утрата этой преемственности..

-- Так странно слышать эти речи от молодого человека... Вам сколько лет?

-- 26.

-- Мужчины либо остаются навсегда детьми, либо рождаются невероятно мудрыми. Вы рано почувствовали себя взрослым?

-- Очень внезапно. Когда еще был жив отец, в нашей семье он был главным. И когда его не стало, мы с братом оказались в каком-то вакууме, наш мир словно разрушился. Но время идет, мы сталкиваемся с реальностью, люди, которые должны были бы помогать, вставляют палки в колеса... Но эти испытания нужно пройти, и главное -- не ожесточиться.

-- Назар, скажите, трудно быть Назаром Яремчуком?

Назар:-- Я об этом никогда не думал. Просто меня так назвали. Дмитрия -- в честь нашего дяди, а меня -- в честь отца. У нас в семье такая традиция: отец -- тоже Назарий Назарович.

-- А сына своего тоже Назаром назовете?

-- Это дело будущего.

"РОДИТЕЛИ БЫЛИ СОЗДАНЫ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА"

-- В вашей жизни было много испытаний...

Дмитрий:-- Мы жили в артистической семье. Родители разъезжали, мы оставались с бабушкой. Но мама с папой всегда старались восполнить свое отсутствие, каждую свободную минуту старались провести с нами. Сегодня я уже могу оценить, что эта жизнь была действительно красивой и безоблачной. А испытания -- ну что ж? Через них надо пройти.

-- Говорят, Бог посылает испытания тем, кого любит.

-- Да! Но хотелось бы, чтобы не только испытания!

-- Ваша мама, Елена Шевченко, тоже была артисткой? Расскажите о ней, пожалуйста.

-- Да, она пела в ансамбле "Смерічка". Мама родилась в Мукачеве, закончила Ужгородское музыкальное училище, поступила в институт, а потом, когда родились мы, пришлось институт бросить. Когда еще только организовывался ансамбль, Левко Дуткивский искал певицу. Директор музучилища сказал ему, что есть такая девушка с красивым голосом, маму прослушали и пригласили в коллектив. Она не хотела ехать в Черновцы, но дед сказал, показывая на Дуткивского: "Ось тобі новий батько!" -- и мама поехала. Там они познакомились с папой, в скором времени поженились, и через год родился я. Мама работала в ансамбле, пела на "бэках", чтобы быть вместе с папой.

Мы сейчас живем с мамой недалеко друг от друга. Во втором браке у нее родился мальчик, очень похож на Назара -- такой же светленький. Сейчас он уже в пятом классе.

-- Помните тот момент, когда вы с Назаром узнали, что мама с папой уже не будут жить вместе?

-- Очень сложно было! У мамы появилась своя семья, у папы -- своя. Но хотя родители и жили порознь, свое отношение к нам не поменяли. Я очень трудно это пережил -- ведь по сути разрушилась наша идеальная семья, наш мир. Во втором браке папа прожил три года, а мамин муж недавно погиб а автокатастрофе...

Я уверен, что они были созданы друг для друга и сошлись по любви. Может быть, по молодости они не всегда адекватно оценивали какие-то ситуации, ошибки были... Не берусь сейчас судить родителей. Но они пострадали серьезно из-за того, что разошлись. Это была их фатальная ошибка.

К этому очень тяжело возвращаться. В последние годы жизни отца мы жили с ним в Черновцах, потому что они так договорились с мамой: пока мы учимся в музыкальном училище, живем у него, а когда поступим в консерваторию -- будем жить у нее в Киеве. Когда отца не стало, мы были вынуждены уйти из дому. И отказались от всего. Приехали в Киев в том, в чем были. Потом было очень много разного... Не хочу об этом говорить. Но мы решили, что больше не переступим порог того дома. Мне кажется, что вдова отца не ожидала от нас такого мужского поступка. Надеюсь, что когда младшая сестра Маричка станет постарше, мы сможем с ней нормально общаться.

"РАДИ НАС В СЕЛЕ ОТКРЫЛИ ФИЛИАЛ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

-- А когда вы впервые спели на эстраде песню Назара Яремчука-младшего?

Назар:-- Первую песню мы спели с братом лет в 10-11, на съемках телепрограммы. Папа захотел, чтобы мы ее спели, он кое-что подправил в тексте и музыке, и мы ее исполнили. А на сцене мы и раньше выступали. О своих впечатлениях я тогда не думал, для меня до сих пор важнее всего -- мнение профессионалов.

-- Вы закончили консерваторию как композитор. С каким произведением выпускались?

-- На госэкзамен я представил Симфонические новеллы для оркестра. Моим профессором был Иван Карабиц, которого, к сожалению, уже нет с нами. Сейчас занимаюсь в аспирантуре у Мирослава Скорика. Пишу сочинения для оркестра, песни.

-- Когда-то покойный профессор Карабиц говорил мне, что композитор должен уметь писать все: от песен до симфонии. Он никогда не запрещал студентам подрабатывать и в ресторанных коллективах. Вы можете заработать деньги своей музыкой?

-- Сейчас профессия композитора, который работает в академических жанрах, не пользуется общественным признанием. Классика, конечно, вечна, к ней уважение есть. А отношение к современной украинской академической музыке не такое, как, например, в других странах.

-- И все-таки, вы сами захотели стать музыкантами, или начали учиться потому, что так хотел отец?

Дмитрий:-- Вы знаете, он сам говорил, что не хочет. Он давал нам право выбора, но старался подвести к самостоятельному решению. Как мой профессор консерватории, покойный Константин Дмитриевич Огневой, который говорил студенту на прослушивании: "Зачем тебе это надо? Ты будешь в жизни многого лишен, ты же будешь ненормальным человеком!" Если ты преодолевал эти сомнения, Константин Дмитриевич понимал, что будет толк.

Отец тоже говорил: "Я не хочу, чтобы вы были артистами, имели отношение к музыке -- это очень тяжело. Но тут же: "Надо заниматься музыкой!" Мы должны были сами определиться. Назар вообще поначалу не хотел учиться музыке. Но у нас была бабушка очень настойчивая, водила в школу. Ради нас в селе открыли филиал музыкальной школы, фортепианное отделение -- папа своим авторитетом добился. Педагог из района ездил к нам на занятия. А мы иногда и убегали от бабушки, и прятались где-нибудь. Назар, помню, говорил: "Ну кто придумал эти ноты?!" И страницы из дневников вырывали, и часы переводили, чтобы проспать, и ноты за нами летали... Хотелось погулять, пойти в кино, а надо было заниматься.

Училище мы закончили как теоретики. Когда были на третьем курсе, умер папа. Ситуация изменилась, нужно было думать о своей жизни. А потом у нас появились уроки вокала, и я с удовольствием их посещал. Оказалось, что голос есть (в детстве-то был, а потом началась мутация). Что-то начало получаться. Папа уже был болен, помню, лежал в саду черновицкого дома и сказал мне: "Вот выздоровлю, займусь твоей раскруткой". Нам очень помог тогда Александр Злотник. Поступить в консерваторию было очень сложно, конкурс был 10 человек на 1 место. Прослушался у Огневого, и его концертмейстер Любовь Алексеевна Беглецова посоветовала поступать на подготовительное отделение, и я поступил на второй курс, а потом -- в консерваторию. Я, можно сказать, один из последних студентов Константина Дмитриевича Огневого -- был в его классе до третьего курса. Мне, как теоретику, было несложно учиться, закончил с красным дипломом.

-- Образование вам не мешает петь на эстраде?

-- Однажды Евгения Семеновна Мирошниченко мне сказала после экзамена: "У тебя совесть есть? Зачем тебе эта эстрада, микрофон? Тебе деньги нужны? Разве тебе не хочется хоть раз выйти на оперную сцену? У тебя все есть -- рост, внешность, только надо заниматься." Она -- изумительная женщина! Но у меня с детства была мечта стать артистом. Мы с братом всегда пели.

"КАК ТОЛЬКО НАЧНЕТЕ ДУМАТЬ О ДЕНЬГАХ -- ИХ НЕ БУДЕТ"

-- Вы продлеваете жизнь песням своего отца, и это замечательно. Но вы молоды, нужно чем-то отличаться, найти себя...

Дмитрий:-- Первое время мы сознательно вообще не пели папины песни. Многие не понимали, почему. В какой-то момент все же решились -- а планка Назария Яремчука очень высокая! Не всем удаются его песни. Он настолько был искренен, без всякого самолюбования и именно поэтому народ до сих пор его любит. Все, кто с ним работал, рассказывал, что он пел не ради денег. И нам говорил: "Никогда не думайте о деньгах, как только начнете зависеть от них -- их не будет". Со временем мы поняли, что люди хотят слышать эти песни. Наверное, мы повзрослели и решили, что имеем право тоже петь их.

-- Не кажется ли вам, что публике вашего поколения эти песни могут показаться уже несовременными?

-- Нет. Человек всегда остается собой, мода только меняется -- на одежду, на музыку. И, кстати молодежь хорошо принимает песни Яремчука. На самом деле в нашем репертуаре есть очень разные песни, в разных стилях. Мы с Назаром сейчас записываем новую программу дуэтов.

Назар:-- По-моему, песни 60-70-х годов в какой-то степени опередили свое время. Каждая эпоха вносит коррективы в развитие популярной музыки. Сейчас очень сильно влияние западной, американской маскультуры. По-моему, понятие традиционной эстрады искусственно. Украинская музыка настолько богата мелодически, в ней заложены высокие духовные ценности, которые понятны всем -- она никогда не исчезнет, не пропадет.

-- Назар, вы часто спорите с братом? Он для вас авторитет, как старший?

Назар:-- Мне кажется, каждая творческая личность имеет право на собственное мнение и к этому надо прислушиваться. Если я не согласен с Дмитрием, стараюсь доказать ему, почему. Я всегда ощущал авторитет отца. А с братом мы на равных.

-- Как вы распределяете свои домашние обязанности?

-- Если Дима хочет что-то делать, я доверяю ему, а сам делаю что-то другое. Борщ сварить -- не проблема.

-- Вы организовали и провели Международный фестиваль "Родина" имени Яремчука. Что было главной идеей для вас?

-- Период, когда появилась "Смерічка", Ивасюк, Яремчук, Зинкевич, Ротару -- это была своего рода революция в эстрадной музыке Украины. Хотелось бы, чтобы она сохранила свое лицо и сегодня. Нужно беречь хорошие традиции, заложенные нашими отцами, чтобы украинская песня развивалась на основе своих традиций, а не повторяла какие-то искусственно навязанные модные иностранные веяния. Их, конечно, невозможно отбрасывать, но они должны обогащать. Главное -- не погубить свое. Как говорил Шевченко: "Чужому научайтесь, а свого не цурайтесь".