Выпуск газеты Сегодня №291 (1339) за 23.12.2002
ДЕПУТАТЫ ГРЕШАТ И НЕ ХОДЯТ НА ИСПОВЕДЬ
Очень непросто было священнику прихода немногочисленной конфессии обойти на выборах конкурентов. Его избирательная кампания была самой малозатратной. Тем не менее отец Юрий победил -- без помощи "политтехнологов", джипов с "братками", денег на рекламу и наемных агитаторов. Понять это можно, задумавшись над смыслом одной из неофициальных регалий, которой награждают пастыря. Отца Юрия считают одним из духовных наставников Вячеслава Чорновола.
В ожидании пана отца, то есть Юрия Анатольевича, мне пришлось немного понервничать. Обшаривая взглядом место договоренной встречи, я предполагал увидеть укутанного в черную рясу бородатого батюшку. Но вместо него стоял "по-светски" одетый человек: с кожаным портфелем, в элегантном костюмчике, с сияющим значком на лацкане. Украшение было явно не дешевой побрякушкой. Золотой тризуб на фоне изумрудного камня. Это вам не швейцарские часы "для пацанов" -- кто угодно цеплять не станет. "Слава Иисусу Христу!" Мы вас рассекретили, пан отче.
-- Неужели этот значок дороже, чем позолоченный депутатский?
-- О цене ничего не знаю. Значок мне любезно подарил один человек, являющийся меценатом церкви. Он работает в бизнесе и время от времени вносит пожертвования. Иконы дарит, имеющие историческую и художественную ценность, разную церковную утварь. Есть, к счастью, еще такие люди... Кстати, этот значок мне дороже за депутатский. Он ведь не казенный, а подаренный от души.
-- По внешнему виду вас не отличишь от типичного депутата. Даже бороду сбрили. А Библию в портфель кладете, отправляясь на сессию?
-- С собой не ношу. Не люблю, знаете, демонстрировать то, что обязано быть в душе неприкосновенным. Сказано: не рассыпай жемчуг перед свиньями... А у нас принято, идя по улице и завидев купола, креститься так, что шапка слетает.
-- Зачем вообще священнику становиться депутатом?
-- Активная позиция и протест -- мой принцип. Скорее, даже состояние души, в котором я пребывал всегда. В начале 80-х служил в армии, в Киеве. Разговаривал только на украинском. Это почему-то потешало тогдашних военных, начиная от сержантов и заканчивая генералами. На построении командиры отделения или взвода любили командовать "Ровняйсь, смирно!", иногда ехидно добавляя при этом: "Бойко, шикуйсь!" Но эти "антихохляцкие" выпады только укрепляли меня в моих убеждениях.
Когда-то люди, отправляясь в церковь, одевались во что-нибудь неприметное. А я начал ходить в храм демонстративно, даже вызывающе. Будучи студентом, стал активистом в церковных общинах, занимался религиозной живописью и очень переживал, что церковь не была институтом, способным пробудить общество, заставить людей посмотреть на мир глазами высшего создания.
Когда я учился во Львове, все больше убеждался, что нашим священникам не хватает открытости. Они далеки от людей. Многие избегают жить в реальном мире. Этому, я считаю, оправдания нет. Отделить жизнь от политики невозможно...
-- Вы прошли в Верховную раду по мажоритарному округу в Броварах. В чем секрет победы скромного священника?
-- Я никогда не акцентировал, что баллотируюсь как духовное лицо. И не только во время последней избирательной кампании. Всегда был, если так можно выразиться, публичным священником: участвовал в общественной работе, благословлял съезды политических партий и т.д. Правильно будет назвать меня -- "митинговый священник". Я ни разу не появился в парламенте в рясе и с крестом. По призванию я духовное лицо, но здесь и сейчас работаю только как парламентарий. Не хочу себя противопоставлять другим депутатам, акцентируя на вере...
На выборах помог предыдущий опыт общения с людьми (на мои богослужения собирается большая аудитория прихожан). Что очень важно, они -- религиозно и политически определившиеся личности. Им я благодарен за свое избрание.
-- Приходится ли вам слышать укоры духовенства? Мол, поп, а сел в Верховной Раде и занялся грязным делом -- политикой...
-- Звучало и такое. В первую очередь, конечно, со стороны Московского патриархата. Хотя баллотировались священнослужители всех конфессий.
Мне тоже болит, когда говорят, что политика "грязное дело". Хотелось бы его очистить и сделать "делом государственным", но нельзя водночасье перепрыгнуть из одного периода в другой.
-- Как вы отнеслись к нынешним кадровым перестановкам в исполнительной власти?
-- Предыдущее правительство было чересчур пассивным. Тогда как проблем множество: зарплаты, пенсии, развитие малого бизнеса. Застой привел бы к краху всей политической системы, в чем никто не заинтересован. Приход Виктора Януковича, человека решительного и сильного, был необходим, чтобы добиться каких-то сдвигов.
-- Вы считаете правильным то, что "Наша Украина" осталась вне передела министерских портфелей?"
-- Не волнуйтесь, если "Наша Украина" будет в оппозиции, в стороне от Кабинета министров, число ее сторонников не уменьшится. Не нужно спешить во власть, тем более ценой согнутой спины. А вот правительство без конструктивного сотрудничества с фракцией Ющенко настроит против себя немало людей.
-- Многие парламентарии "жалуются", что за голосование по тем или иным вопросам предлагают деньги. Вам в парламенте предлагали продать свой голос?
-- Нет.
-- Обижают?
-- Наоборот, я считаю -- уважают. Предлагать священнику деньги "за голос" -- это было бы оскорбительно для меня самого.
-- А может, лучше брать нечестно заработанные деньги и отдавать их бедным? Или у вас есть свой бизнес? Известно, что в России через церковь продавали куриные окорока и сигареты. У вас отличные стартовые возможности.
-- "Бизнесуют" и в Украине. Но я твердо знаю: если церковь поставит себя между политическими партиями и фирмами, она потеряет больше, чем приобретет. К сожалению, благосостояние государства и прихожан не позволяет монахам существовать на одни пожертвования. Монастыри имеют свои земли, свинарники, хозяйства. Я бы очень не хотел, чтобы церковь сама занималась зарабатыванием денег в любой форме. Разве выращивание скота задача священников? Им Господь сказал: "Идите за мной, я вас сделаю ловцами людских душ".
Не хочу сказать, что бизнес -- темное дело. Давайте подойдем к проблеме с другой стороны. Исполнять свои пасторские задачи церковь должна при государственной поддержке. Тогда люди, несущие духовное служение, смогут отойти от чересчур приземленных вещей.
Я не уверен, что даже демократический мир, в который мы так стремимся попасть, уже выработал идеальные отношения между церковью и верующими. Я лично видел таблички на храмах в Америке с надписью "Продается". Во многих странах, таких как Голландия, Франция, церковь не имеет своего голоса. Парламент узаконивает явления, которые никогда не могут быть признаны христианством: браки однополых пар, легализация легких наркотиков. В традиционных демократиях церкви стоят на каждом шагу, но они не несут духовного спасения.
-- Удалось ли вам, используя депутатский мандат, "выбить" что-нибудь для своей парафии или церкви?
-- Об этом пока рано говорить. Все таки нужно пройти процесс адаптации к "месту сидения" народного депутата. А то коллеги еще не знают, как относиться ко мне. Один раз человек обращается отец Юрий, а потом зовет Юрко или Юрий Анатольевич. Самому как-то неудобно, по имени-отчеству меня не называли уже лет 15.
Сейчас я прохожу путь "определения" меня депутатами и знакомыми в новой роли народного избранника. Надеюсь, что на следующем этапе уже смогу взяться за строительство церкви в Украине, выступая в роли государственного деятеля. Это моя цель. Многие считают, что отец Юрий пришел завоевывать теплое место под солнцем для УАПЦ. Я не отстаиваю интересы только своей конфессии и хочу всем христианам это доказать.
Относительно "выбивания средств" скажу, что почти все избиратели просят о материальной помощи. А депутат Верховной Рады даже не располагает своим избирательным фондом, как, например, в Киевраде.
-- А какие первые впечатления священника от пребывания в Верховной Раде?
-- Слишком много в парламенте личных интересов самих депутатов. Это заметно по работе и взаимоотношениям. Все оказалось еще более печально, нежели я ожидал.
Оставим депутатские деньги и машины, которые, кстати, достаточно колоритные и показательно не дешевые. Интересные вещи происходят даже в обыденной законодательной работе. Бывает, что в зале парламентарии оскорбляют друг друга, ведут себя агрессивно и тут же, выйдя в кулуары, эти люди обнимаются и целуются. Причем независимо от принадлежности к политическим партиям.
Я понимаю, что у бизнеса свои законы, и в этом нет ничего удивительного ни для людей, работающих в производстве, ни в органах власти. И все равно, странно видеть, когда побеждают интересы, грубо говоря, шкурного характера.
-- Обращались ли к вам депутаты с духовными проблемами как к пастырю? Может, просили исповедовать или дать совет?
-- Нет. Ни разу. В определенной мере это удивляет. Каждое воскресенье я на богослужении в церкви, и ко мне приходит много верующих. Но уже лет 5 или больше практически ни на одной службе я не вижу политических деятелей. Пропали и бизнесмены, которые не так давно были активными прихожанами: молились, ставили свечки. Я думаю, что-то поменялось в нашей жизни....
-- Какую государственную должность вы согласились бы занять в своем сане?
-- По светскому образованию я художник-график, и в проблемах культуры разбираюсь. В этой сфере мои усилия могли бы пригодиться скорее всего.
ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"
Бойко Юрий Анатольевич. Родился в 1961 году на Киевщине. На втором курсе Киевского полиграфического института перевелся на учебу во Львов. Специальность: художник-график. Бакалавр богословья. Ныне ректор Коллегии святителя Петра Могилы.
В 1989 году на первой литургии во львовской церкви святых Петра и Павла, вышедшей из-под юрисдикции Московской Патриархии, принял духовный сан. В 1990 году избран депутатом Львовского городского совета, став первым в Украине священником в органах местной власти. Позже возглавил первую парафию УАПЦ в Киеве -- церковь святого архистратига Михаила.
В 1994 году баллотировался в Верховную Раду по Черкащине. Проиграл выборы экс-спикеру Александру Ткаченко. В 2002 году избран народным депутатом Украины по 97-му округу Киевской области. Член парламентского Комитета по вопросам свободы слова и информации.