1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №291 (1339) за 23.12.2002

"МИФ -- ЭТО ТО, ЧТО ЛЮДИ ОТСЕКАЮТ ОТ ГЕНИЯ, А ЗАТЕМ ВСТАВЛЯЮТ В РАМОЧКУ"

Проект российского телеканала "Культура" под названием "Острова", посвященный ярким личностям русского искусства, был представлен в столичном Доме кино двумя документальными лентами. Создатель этого цикла -- Виталий Трояновский, больше известный как кинокритик, привез в Киев свои фильмы "Острова. Михаил Ромм" и "Острова. Андрей Тарковский".

Трояновский начинает фильмы с откровений людей, которые близко знали героев картины. В начале ленты "Острова. Михаил Ромм" известный режиссер Сергей Соловьев рассказывает о том, какую роль в его судьбе сыграл Ромм еще при поступлении во ВГИК. Рассказ Соловьева, без сомнения, можно назвать исповедью, и это ощущение не исчезает, когда звучат монологи других участников картины. Сам Виталий Трояновский говорит:

-- Мне безумно интересно создавать каждый фильм цикла "Острова", потому что я не имею специального образования именно в области режиссуры. Для меня это все в диковинку.

-- Следует ли из этого, что отсутствие специального образования позволяет вам подходить к созданию фильма нестандартно?

-- Да, именно так. Если бы я знал, как и что нужно сделать, имел отработанную схему, вряд ли фильмы получились бы такими, какими их видит зритель. Я понятия не имею, куда сюжет повернет в следующий момент. Хотя бывает и такое, что смотришь уже отснятый материал и думаешь: "Вот здесь слишком растянул эпизод, а там можно было иной ракурс взять..." Сразу понимаю, что без основ режиссуры не обойтись.

-- По-вашему, Ромм и Тарковский -- это два полюса отечественного кино?

-- Тарковский, Митта, Абдрашитов -- это все "дети" Ромма, талантливые дети. Был, правда, еще один китайский студент, их ровесник. По своим творческим задаткам он был гениальнее их всех, но любовная драма стала для него роковой -- он покончил с собой.

-- Какие картины в цикле "Острова" планируется выпустить в ближайшее время?

-- 25 декабря состоится показ фильма о Марке Захарове, готовятся картины о сценаристе Валерии Фриде и Николае Померанцеве. Померанцев -- это уникальная личность для русского искусства, художник-реставратор, в XVIII веке спасший Кремль.

-- Есть ли в этой серии работы, которые для вас имеют особое значение?

-- Это лента о Шварце. Снимал ее не я, а замечательный человек Валерий Балаян. Он не родственник режиссера Романа Балаяна, но тоже работает интересно. Он приехал снимать Шварца в тихую деревню, где тот обитал. И когда смотришь, как себя ведет в этой обстановке чудак Шварц, возникают необыкновенные ощущения. Там даже диванчик есть, на котором спал Куросава, когда приезжал к Шварцу в эту деревню.

-- Но вернемся к Тарковскому... Полагаете ли вы, что он чувствовал свою драму, еще снимая "Иваново детство"?

-- Тарковский -- мистик, человек, который очень верил знакам, как он их называл. На одном из спиритических сеансов Тарковский и его друзья вызвали дух Пастернака, и тот якобы сказал Андрею: "Ты снимешь семь с половиной картин". Есть мнение, что его жизнь оборвалась из-за того, что на съемках "Сталкера" съемочная группа и актеры прикасались к радиоактивным отходам. Умер не только Тарковский -- не стало впоследствии Гринько, Кайдановского, Солоницына, Ритберга (оператор фильма). Такие люди, как Андрей Тарковский -- это свечи. Пламя горит, а воск течет.

Вообще, делая эти фильмы, я стараюсь избегать создания мифа. Миф -- это даже не та аура, которой обладает гений. Это то, что отсекают от него люди, а затем вставляют в рамочку для всеобщего любования.