1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №292 (1340) за 24.12.2002

ДАЖЕ ТАНКУ ОНА ПРИДЕЛАЛА КРЫЛЬЯ

Фразу "Дом развалится, если не рассчитать на бумаге вес и размер балок" десятилетняя Вета запомнила на всю жизнь. Еще девочкой она решила стать специалистом по прочности конструкций. Овладев несвойственной для женщины профессией авиаконструктора, Елизавета Шахатуни -- вторая жена Олега Антонова (они жили вместе до 1957 года) -- руководила отделом прочности КБ Антонова.

НА ПЛАНЕРЕ С МЕШКОМ ПЕСКА

Елизавете Аветовне 91 год. Почти полжизни она проработала в КБ (конструкторском бюро) Антонова. И сейчас живо интересуется всем, что там происходит, следит за политикой и новостями в авиастроении. Любит классическую и камерную музыку. Раньше она хаживала в филармонию, теперь слушает виниловые пластинки из семейной коллекции. Когда-то Вета Шахатуни, имея прекрасный слух, сама училась в музыкальной школе, но вскоре ей это надоело.

Еще одно увлечение Елизаветы Аветовны -- книги. Сейчас она читает "Маленькую печальную повесть" Виктора Некрасова -- одного из любимых ее писателей. Обожает прозу Агаты Кристи и Фазиля Искандера, любит Чехова и Толстого, Солженицына и Войновича.

...Родилась Елизавета Шахатуни в Ереване в семье учителей. В шесть лет осталась без отца, после чего очень бедно жила с мамой и сестрой. Когда Вета была школьницей, из Москвы приехал ее дядя, работавший в КБ Туполева.

-- От него-то я и узнала, что брусья на потолке рассчитаны инженерами, -- вспоминает женщина. -- Это настолько потрясло, что я увлеклась точными науками.

Чтобы выучиться на инженера, Вета поступила в местный университет. А в 1930 году переехала в Москву: решила попытать счастья в открывшемся МАИ -- первом в стране авиационном институте. Шахатуни приняли сразу на второй курс.

Занимаясь в кружке планеристов, Вета училась проектировать крылатые машины, а в летних лагерях -- парить в небе. Летала она ужасно, хотя теорию знала назубок. Руководитель полетов не мог понять, в чем причина. Оказалось, девушка слишком легкая (время было голодное). Не достающие 10 килограммов веса "натянули" песком, мешок с которым клали в планер.

СБЕЖАЛА С ВОЕННОГО ЗАВОДА

В 1935 году Елизавета закончила институт и решила работать только над прочностью летательных аппаратов (предмет ей нравился больше других). Однако в те времена человека не спрашивали, чем он желает заниматься. По распределению Шахатуни попала на завод илюшинских самолетов в качестве специалиста по вооружению и оборудованию. Работа не нравилась, тем не менее полгода она честно трудилась.

-- Потом я решила просто не приходить на завод, -- рассказывает Елизавета Аветовна. -- Это было рискованно, но меня, как ни странно, не трогали. Наверное, поняли, что толку от меня здесь не будет.

На другой военный авиазавод без разрешения начальства переходить было запрещено. Зато без проблем удалось устроиться на гражданское предприятие -- маленький планерный завод в Тушино. На новом месте никого не интересовало, откуда молодой специалист пришел. Девушку даже спросили, чем она хочет заниматься. Конечно же, прочностью! На заводе Елизавета Шахатуни впервые встретилась с Олегом Антоновым -- руководителем конструкторского бюро.

Справка "Сегодня" Олег Константинович Антонов родился в 1906 году в селе Троицы Московской губернии. У будущего авиаконструктора были дворянские корни: прадед Дмитрий Антонов -- декабрист, близкий к Рылееву, дед Константин Антонов -- связан с передовыми художниками своего времени, отец -- инженер-строитель. Мать, владевшая двумя иностранными языками и занимавшаяся детьми, умерла в Первую мировую войну. Свой первый планер "Голубь" Олег собрал из фанеры и крышек стульев. Закончил реальное училище и с трудом (из-за происхождения) поступил в Ленинградский политех.

На антоновских планерах устанавливались мировые рекорды. Однако в 1939 году КБ закрыли, поскольку многие предприятия тогда перепрофилировали на военные. Специалистов-планеристов перевели на другие заводы. Шахатуни участвовала в создании истребителей у конструктора Лавочкина, а Олег Константинович стал первым замом знаменитого конструктора Александра Яковлева, замминистра авиапромышленности и референта Сталина по вопросам авиации.

В начале 1941 года Антонова направили в Каунас, где было создано КБ. Набирая людей, он пригласил в бюро Шахатуни. Накануне войны Олег и Елизавета поженились. Как только фашисты вступили на советскую землю, КБ срочно эвакуировали в Москву. Антонов и Шахатуни на последней машине, красной "пожарке", выбрались из Каунаса. Олег Константинович даже не успел прихватить все свои разработки (среди которых были эскизы биплана).

У НИХ ЛЕТАЛИ ДАЖЕ ТАНКИ

Во время войны Антонов создал десантный планер, потом -- буксировочный планер-биплан КТ ("Крылья танка"). Последнее новшество предназначалось для перевозки по воздуху бронированной машины. Танк присоединялся к самолету тросом. Елизавета Аветовна рассчитывала гусеницы, чтобы те не разорвались при посадке, и прочность крыльев.

-- Представляете: летит самолет, а за ним, немного ниже, на 100-метровом тросе -- танк с крыльями! -- улыбается Шахатуни. -- Мы сделали так, чтобы он освобождался от самолета и садился сам.

Испытания летающего танка, которым управлял знаменитый летчик-испытатель Сергей Анохин на аэродроме в Жуковском под Москвой, прошли успешно. Однако выяснилось, что подобным аппаратом заниматься не стоит -- летающий танк военных не интересовал (он был слишком маленьким). Армия нуждалась в машинах помощнее, а их самолет тянуть не мог.

После войны Антонов занялся мирными разработками. Еще работая в КБ Яковлева, он показал конструктору эскизы биплана. Даже предлагал назвать машину "Як". Но Александр Сергеевич отказался и предложил Антонову создать в Новосибирске (там находилась часть его сотрудников) КБ для самостоятельной работы.

В 1946 году советское правительство поручило Антонову создать сельскохозяйственный самолет. Олега Константиновича назначили главным конструктором нового ОКБ. Вскоре появился биплан СХА-1, позже названный АН-2 (именуемый в народе "кукурузником", "Аннушкой", "Антоном").

-- Для своего ОКБ Антонов набрал девятнадцатилетних выпускников Новосибирского авиатехникума, -- рассказывает Елизавета Аветовна. -- Он так увлечено описал ребятам, какой самолет они будут проектировать, что весь выпуск, состоящий из двадцати пяти человек, пришел к нему на работу. Кстати, почти все мальчишки переехали за учителем в Киев. Некоторые из них до сих пор работают на заводе.

АВИАЦИЯ БЕЗ АН-2, ЧТО ЛЕВША БЕЗ ЛЕВОЙ РУКИ

По словам Елизаветы Шахатуни, работая над Ан-2, она впервые начала самостоятельно принимать решения. Группа инженеров из пяти человек, возглавляемая Елизаветой Аветовной, полностью рассчитала самолет на прочность. Испытания пришлись на 31 августа 1947 года.

-- Мы все очень волновались, -- вспоминает инженер. -- Летчик-испытатель Володин сделал на Ан-2 всего два круга и приземлился. Мы побежали к биплану, ожидая услышать кучу замечаний. И Володин сделал шутливое замечание: "Нужно приподнять кресло".

Самолет был доработан. Он стал не только сельскохозяйственной, но и пассажирской, грузовой, санитарной и полярной машиной. Ан-2 делали на лыжах и на поплавках. Биплан был неприхотливый и простой, надежный в холоде и при посадке на плохо оборудованные аэродромы.

Летчики со всего мира присылали Антонову и его помощникам письма и фотографии с их детищем. Самолет эксплуатировали в Антарктиде. В горах на Кавказе и Средней Азии в нем перевозили даже коров и овец. Полярный летчик Михаил Каминский как-то сказал: "Знаете ли, что такое культурная революция на Севере? Это советская власть плюс авиация. А северная авиация без Ан-2 -- как Левша без левой руки". Еще один пилот выразился категоричнее: "Этот самолет для гражданской авиации -- все равно, что табуретка под ноги висящему".

Восхищаются кукурузником и через полвека после его создания. Американский прочнист Том Свифт, например, несколько лет назад написал документальный рассказ "Я не мог в это поверить", главный герой которого -- тряпичный биплан. По сюжету, ученый застрял зимой в Сибири и боялся лететь на стареньком Ан-2, стартовавшем с заснеженных кочек и канав. Иностранец не понимал, как "штука" с чихающим и кашляющим двигателем тянет по воздуху 12 человек и багаж. Но после удачного полета Свифт был в восторге от биплана.

-- Ан-2 -- мой любимый самолет, -- утверждает Елизавета Аветовна. -- "Кукурузником" его назвали летчики. Нас, создателей, это не оскорбляло. Напротив -- смешило.

ХРУЩЕВ ЛЮБИЛ "КУКУРУЗНИК", А ШЕЛЕСТ -- НЕ ЖАЛОВАЛ

Самолетом, разбрасывающим химикаты и повышающим темпы обработки полей, заинтересовался первый секретарь ЦК КПУ Никита Хрущев. Он решил перетянуть конструкторское бюро в столицу Украины. Заманивал Антонова теплым климатом и арбузами.

Олег Константинович долго упирался -- он не хотел менять свои планы. По сравнению с морозным Новосибирском, Украина была привлекательней, но Антонова беспокоил Киевский авиазавод, разрушенный войной: в Сибири он руководил предприятием с хорошей базой.

В 1952 году переезд все-таки состоялся. Киев встретил Антонова намного хуже, чем он предполагал. Директор авиазавода Петр Шелест, впоследствии заменивший Хрущева на посту "первого" коммуниста Украины, к конструктору отнесся холодно. Его не устраивал какой-то биплан, он желал делать более престижные самолеты. Новосибирским специалистам (несколько десятков человек) выделили помещения на задворках предприятия. Олег Константинович редко жаловался в Москву на произвол киевских чиновников, он был человеком неконфликтным.

Самый тяжелый период КБ Антонова пережило после постановления правительства, подписанного лично Сталиным, -- выпуск Ан-2 был прекращен (хотя именно за этот самолет авиаконструктор получил Сталинскую премию). Киевский завод перепрофилировали под изготовление частей для военного самолета. Оборудование, подготовленное для Ан-2, выбросили за забор. Правда, после смерти "вождя народов", в 1953 году, "кукурузник" снова запустили в серийный выпуск.

Справка "Сегодня" Всего построено более 15,5 тыс. Ан-2 разных модификаций. Сейчас бороздят небо около 6 тыс. самолетов. Биплан выпускался по лицензии в ГДР, Польше и Китае (китайцы делают его до сих пор) и поставлялся на экспорт в 38 стран. В Германии есть "Общество любителей Ан-2".

НЕКРАСИВЫЙ САМОЛЕТ ЛЕТАТЬ НЕ БУДЕТ

Хрущев дважды посещал завод и КБ. Интересовался делами, осматривал новые модели самолетов и поддерживал начинания Антонова.

-- Впоследствии мы не жалели, что переехали в Киев, -- вспоминает Елизавета Шахатуни. -- Теплый климат вылечил больного туберкулезом Олега Константиновича.

Справка "Сегодня" За десятилетия труда КБ Антонова создало более десятка военно-транспортных, грузовых, пассажирских и многоцелевых самолетов. Среди них -- гиганты "Руслан" (Ан-124) и "Мрія" (Ан-225). Самая уважаемая машина Елизаветы Аветовны -- "Антей" (Ан-22).

Антонов многое успел в жизни -- все делал быстро, но без суеты. Он не только проектировал самолеты, но писал книги и занимался живописью (создал около сотни полотен). Пейзажи, картина с детскими игрушками, подаренная дочке Анне, и абстракция "Сотворение материи" на стенах квартиры Елизаветы Шахатуни принадлежат кисти великого конструктора. О том, что Олег Константинович ценил красоту, свидетельствуют его слова: "Красивый самолет летает хорошо, а некрасивый -- плохо, а то и вообще летать не будет".