1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №292 (1340) за 24.12.2002

КОГДА ЖЕ НА ЭКРАНАХ СНОВА ПРОБЬЮТ СКЛЯНКИ ОДЕССКОЙ СТУДИИ?

Во весь экран -- синь Черного моря, в центре белый парусник, бьют корабельные склянки -- и зритель в плену очередного фильма Одесской киностудии. В разные времена мы добровольно сдавались в волшебный "плен", и вместе с героями Веры Холодной, Александра Довженко, Василия Шукшина, Владимира Высоцкого любили и страдали, совершали подвиги и радовались жизни...

Но пришло время, когда склянки стали звучать только в ретропоказах по TВ. А на киностудии, что с 1919 года и до сего дня находится на Французском бульваре, после развала "великого и могучего" начался "ледниковый период". Студия "легла на дно", придавленная камнем безденежья. Вышла из моды фраза "из всех искусств для нас важнейшим является кино". В зрительном зале студии проходили уже не премьеры фильмов, а собрания коллектива, на которых режиссеры, актеры, звукотехники и монтажники ломали головы над вопросом: "как жить дальше"? Какие только слухи не витали над киностудией: то ее приватизировали, то продавали, то сдавали в аренду... А пока дискутировали, все приходило в полный упадок.

ТАМ, ГДЕ КОГДА-ТО ТВОРИЛИ ШЕДЕВРЫ, ШНЫРЯЛИ КРЫСЫ

...Мы ходим по студии с ее главным редактором. В музее рядом с антикварной кинокамерой -- лайковая перчатка Веры Холодной, которая и сама осталась в Одессе навеки. Вот снимок павильона, где снималась эта легендарная актриса. На другой фотографии -- здание киностудии 1922 года, когда киносекцию Политотдела 41-й дивизии Красной Армии реорганизовали в одесскую кинофабрику ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление). В 1926 году фильмом "Вася-реформатор" здесь дебютировал как сценарист и сорежиссер Александр Довженко. С 1929 года по 1937 -- это уже одесская кинофабрика "Украинфильм". В годы войны студия была эвакуирована в Среднюю Азию и вошла в состав Ташкентской студии, а на месте разрушенной в Одессе в качестве базы для экспедиций возникла Черноморская кинофабрика. В 1955-м ее реорганизовали в Киностудию художественных фильмов.

Здание было построено тридцать лет назад. К 1990 году студия располагала шестью съемочными павильонами, выпускала по шесть художественных фильмов и 14 телевизионных в год, дублировала картины на украинский и русский языки. Кино в те годы содержало не только себя, а и медицину, и просвещение... Здесь творили Николай Охлопков, Петр Чардынин, Григорий Рошаль, Иван Кавалеридзе... Трудно найти отечественного актера, который не снимался бы в Одессе. Киностудию посетила даже Жаклин Сталлоне, которая "давно хотела узнать, где делают такое классное кино". Достаточно вспомнить "Весну на Заречной улице" Марлена Хуциева, "Городской романс" Феликса Миронера, "Военно-полевой роман" Петра Тодоровского. Неужели же все это могло уйти в небытие?

-- В 1997 году директором студии стала Тамара Алексеевна Яворская, -- рассказывает мой гид, главный редактор Тамара Хмиадашвили. -- Точнее, она здесь работает почти тридцать лет. Взялась за студию крепко. Меня вернула из школы, где я работала в период "безденежья". Знаете, что я увидела, когда пришла? Темные коридоры, по которым шныряли крысы, двери -- заколоченные или затянутые целлофаном. Холод!.. Прожили мы так год. Потом был печальноизвестный пожар в помещении, которое арендовала Приморская налоговая. Долги тянули вниз. А в 2000 году как будто что-то щелкнуло -- и пошли фильмы.

СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

Тамара Яворская получила в "приданое" долг в 700 тысяч. На сегодня их осталось 40 тысяч: задолженность по зарплате, отсутствие заказов, а значит, работы. Студия начинает постепенно "одеваться" и оснащаться: получила уникальный кран, что арендуют сейчас другие студии Украины, вскоре появится подобный мини-кран. Практически закончена реконструкция звукового цеха, уже стали засматриваться на камеры голливудского уровня, идет оснащение осветительного цеха.

ПОДНЯТЬ ПАРУСА!

Первым "послеледниковым" стал детский фильм-сказка "Как казак счастье искал", сделанный заслуженным деятелем искусств Радомиром Василевским. Деньги на него тогда "выжали" с трудом. Василевский успел сделать картину и умер. До экрана ее доводил уже Вилен Новак. У них обоих оказалась "легкая рука". Потом был эпатажный и оригинальный фильм Киры Муратовой "Письмо в Америку" (снятый ею на собственные средства), который не остался незамеченным. Затем Кира Муратова -- легендарный режиссер, классик украинского кино, которого в Одессе считают гением, выдает фильм "Второстепенные люди" (в главных ролях снимались в основном одесские актеры). Картина была отмечена многими призами, а на фестивале фильмов Восточной Европы во Франкфурте-на-Майне получила Гран-при. В Муратову вложили деньги российские бизнесмены, и студия выпустила следующий ее фильм -- "Чеховские мотивы". Увы, редкий одессит знаком с картинами Мастера: в ее родном городе эти фильмы в кинотеатрах не показывают: американские боевики приносят больше денег...

Картины еще одного известного одесского режиссера Александра Павловского "Зефир в шоколаде" и "Ребенок к ноябрю" били в свое время все рекорды посещаемости. Недавно он снял фильм "Атлантида" ("Дачная история"). Натурные съемки проходили в живописной Затоке под Одессой, главную роль художника сыграл Дмитрий Харатьян. "Диму знала еще 16-летним, -- улыбается Тамара Гавриловна, -- он много снимался у нас. И до сих пор трепетно относится к студии. Обрадовался, что она снова входит в силу".

В прошлом году сделал фильм "На поле крови" (экранизация Леси Украинки) Ярослав Лупий; закончил картину "Вышивальщица в сумерках" Николай Седнев, хоть "наскребали" деньги как только могли. Это второй фильм его кинотрилогии о первой любви ("Проснуться в Шанхае", снятый 10 лет назад, стал победителем нескольких фестивалей). В этих картинах нет чернухи, порнухи, крови, "непечатной лексики", которыми "зомбируют" зрителя голливудские боевики. А ведь тоже был соблазн погнаться за деньгами!

"Стыдно марать имя такой студии, как наша, -- поясняет Тамара Гавриловна. -- Люди столько терпели, у нас такие режиссеры! Муратова, Лупий, Збандут, Кац, Костроменко, Новак, Павловские... Так неужели можно было опуститься до "пустышек"?

НА МИНКУЛЬТ НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ

Сейчас в Киеве, в Минкульте, лежат три новых сценария: ждут денег. Ярослав Лупий будет ставить "Старый новый", Наталья Збандут работает над комедией "Светлой памяти Розы", Алексей Павловский запустил в съемку "Эффект присутствия". Сегодня предприятие, еще недавно стоящее на грани банкротства, уже имеет маленькую прибыль. Услугами Одесской киностудии охотно пользуются англичане, немцы, россияне. Станислав Говорухин недавно снял фильм по роману Ирины Грековой "Хозяйка гостиницы", сейчас москвичи снимают 10-серийный фильм для НТВ. Заключены договора о cо-продукции с популярнейшими телециклами "Маски-шоу" и "Каламбур", студия сдает помещения в аренду. Но...

"Новый закон не позволяет отправлять сотрудника в отпуск за свой счет больше, чем на две недели, -- делится сегодняшними проблемами директор студии Тамара Алексеевна Яворская. -- А когда нет фильма в производстве, не все задействованы. Вот и получается: то работников слишком много и надо увольнять (представьте, сколько обиженных!), то к началу съемок их нет -- и надо искать. Но главная проблема -- финансирование. На нынешний год, к примеру, мы предоставили Минкульту план обоснованных работ на 2 млн. 900 тысяч гривен, а получили шестую часть..."

На фасаде Одесской киностудии четыре мемориальные доски. Наверное, кому-то из работающих здесь сегодня, тоже будет когда-нибудь оказана такая честь. И на открытии будут говорить: "Как много мастер не успел сделать!" Хотелось бы, чтобы успели...