1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №293 (1341) за 25.12.2002

СНИМАЯ ФИЛЬМЫ О ПСИХОАНАЛИТИКАХ, КИНОШНИКИ ПОДСМАТРИВАЮТ В ЗАМОЧНУЮ СКВАЖИНУ

Психоаналитик -- профессия популярная. Особенно среди голливудских режиссеров. Их хлебом не корми -- дай ввернуть в свою картину образ врачевателя душ человеческих. И не удивительно, ведь большинство киношников сами пользуются услугами психоаналитиков, так что знают об этой профессии не понаслышке. Но вот в чем парадокс: вместо благодарности за труды киношники всячески пытаются очернить своих докторов. Вот и вползают на наши голубые экраны психоаналитики-убийцы, маньяки, соблазнители и извращенцы. А мы потом гадаем, то ли у режиссеров "крыша едет", то ли доктора им попадаются с отклонениями...

ЛЕЧЬ НА КУШЕТКУ СМОЖЕТ НЕ КАЖДЫЙ

Чтобы не мучиться догадками, мы решили узнать, как подобное творчество оценивают сами психоаналитики, для чего и "допросили" директора Центра психоаналитических исследований Международного института глубинной психологии Сергея Рясенко.

-- Как, по-вашему, за что вашу профессию так любят киношники?

-- Мне кажется, все дело в том ореоле таинственности, который создается вокруг нас. Дело в том, что для плодотворной работы личность психоаналитика всегда дожна оставаться в тени. Это важно, потому что он -- как белый лист бумаги, на который клиент проецирует свои страхи и фантазии. Потому мы стараемся, чтобы о нас было известно как можно меньше, иначе не будет должного эффекта. Конечно, мы не выбегаем из лифта, если туда же вошел наш клиент, и не перебегаем на другую сторону улицы, если нас угораздило столкнуться в городе, но от предложений подвезти до дома, как правило, отказываемся -- зачем давать повод для каких-то личных отношений? А кинематографисты, наоборот, пытаются пролить свет на частную жизнь психоаналитика. Обратите внимание: в кино психоаналитика обычно показывают за стенами его кабинета -- это своего рода фантазии на запретную тему, попытка подглядеть в замочную скважину.

-- Кстати, насчет кабинета... Практически во всех фильмах, где показана работа психоаналитика, обязательно присутствует кушетка, на которой возлежит клиент, рассказывая о своих переживаниях. Неужели со времен Фрейда методы психоанализа ничуть не изменились?

-- Кушетка -- это классика, которую в кино, скорее всего, используют как символ. Главное -- вместе с клиентом исследовать, обсудить возникшие эмоции, разобраться, откуда они взялись, и помочь ему справиться с ними. Потому существует много иных методов работы, например, когда доктор и анализируемый сидят друг напротив друга, но не лицом к лицу, а в пол-оборота. Дело в том, что не всякого человека можно укладывать на кушетку. Особенно это касается людей, страдающих различными зависимостями, например, от наркотиков или алкоголя. Ведь метод свободных ассоциаций достаточно жесткий, выдержать его эмоционально не так легко, как кажется. К тому же психоанализ подходит далеко не каждому человеку.

-- А кому не подходит?

-- Фрейд считал, что люди с психотическими расcтройствами психоанализу не поддаются. Он возможен только для личностей с невротическими расстройствами. Но за 106 лет развития учения Фрейда многое изменилось. Аналитики изменили критерии отбора клиентов. Кстати, по этому поводу до сих пор нет единого мнения, все очень индивидуально. При первом знакомстве с будущим клиентом психоаналитик не может сказать наверняка, сработаются они или нет. Чтобы выяснить это, проводятся 5--7 пробных сессий, во время которых обе стороны присматриваются друг к другу, а затем уже каждый для себя решает, готов он к анализу или нет. На Западе психоаналитики говорят: "Клиент должен быть настолько болен, чтобы пойти на это, и в то же время он должен быть настолько здоров, чтобы все это выдержать". Порой всплывают такие чувства и переживания, говорить о которых, а тем более переосмысливать их, очень трудно. Во многих фильмах приводится классический пример, когда в процессе психоанализа человек выясняет, что в детстве его развращал отец или же он оказался свидетелем убийства. Такие кошмары, спрятанные в лабиринтах памяти, в процессе работы всплывают на поверхность. Чтобы от них избавиться, клиенту иногда приходится переживать все заново.

-- Работа с клиентом может длиться годами. За это время психоаналитик узнает о нем очень многое и порой не совсем приятное. Скажите, часто ли случаются отказы, когда доктор просто не выдерживает "фантазий" своего клиента и прекращает психоанализ?

-- Если психоаналитик уже взялся за человека, он работает с ним до конца. В этом чувстве ответственности и заключается профессионализм. Нельзя прекращать анализ на полпути, ведь для клиента это будет огромная эмоциональная травма: он доверил вам самое сокровенное, а вы его бросили… Психоаналитик должен быть для клиента неким символом постоянства.

ТО ЛИ ЛЕЧИТЬ, ТО ЛИ ЛЮБИТЬ

-- А как насчет любви, которая может вспыхнуть между психоаналитиком и его соблазнительными клиентками? В кино эта тема постоянно муссируется.

-- В процессе анализа у клиента к психоаналитику обязательно возникают какие-то эмоции: любовь, ненависть, раздражение, агрессия. Это необходимая составляющая работы. Профессионал знает, что чувства на самом деле адресованы не ему, а чаще всего какому-то третьему лицу из прошлого. Есть такой термин -- перенос. Поэтому отвечать взаимностью на любовные порывы клиента крайне неразумно, ведь там, где начинаются личные отношения, психоанализ заканчивается. Ведь если психоаналитик начинает действовать, он выходит из тени и клиент начинает познавать его как личность.

-- Да, но психоаналитик тоже человек. И когда перед ним лежит на кушетке сногсшибательная красотка и рассказывает о своих сексуальных фантазиях, согласитесь, устоять очень трудно. Что если доктор сам влюбился?

-- Психоаналитик, действительно, может испытывать ответные чувства к своему клиенту -- это называется контрпереносом. Тогда он должен проанализировать свои чувства. Пойти к более опытному коллеге -- супервизору и рассказать ему о возникших сложностях. Вместе они проанализируют ситуацию и попытаются разобраться в причинах контрпереноса. После супервизии психоаналитик может сознательно контролировать свои чувства и отделять личные интересы от рабочих.

-- Сергей Иванович, постоянно выслушивая чьи-то нездоровые мысли, можно и самому “тронуться”, как это случилось с доктором Лектором из фильма “Молчание ягнят”. Можно ли от этого защититься, или в жизни как в кино – психоаналитики, в конце концов, не выдерживают, и сами становятся маньяками?

-- Начнем с того, что в психоанализ не может попасть случайный человек. На Западе, например, в психоаналитические институты принимают только врачей. У нас – людей, у которых за плечами уже есть одно высшее образование, то есть это уже зрелые личности, которые имеют какой-то базовый запас знаний. Затем 5—7 лет идет теоретическая подготовка – на Западе. У нас чуть меньше – 3—5 лет. Затем будущий психоаналитик сам подвергается длительному личному анализу, во время которого освобождается от своих собственных психологических зажимов и начинает лучше понимать себя. Кроме того, он получает возможность почувствовать себя в роли клиента. Третий этап обучения – это те самые супервизии, о которых я только что говорил. Время от времени супервизиям должен подвергаться всякий практикующий специалист. Эти три составляющие позволяют психоаналитику оставаться целостной личностью.

ХОРОШО "ЕДЕТ КРЫША" В КОМПАНИИ

-- В фильме "Цвет ночи" психоаналитик, которого сыграл Брюс Уиллис, собрал вокруг себя целую компанию невротиков. Скажите, такие приемы действительно есть или это очередной вымысел?

-- Некоторые специалисты практикуют групповой анализ -- это такое ответвление в психоанализе. Но вести целую группу клиентов сложнее, нужна дополнительная квалификация специалиста, одновременно он должен отслеживать несколько психологических линий. У нас в стране такая практика отсутствует. Но на Западе групповой анализ практикуют довольно широко и говорят, что он работает довольно эффективно.

-- Какой же может быть эффект от того, что один "распсиховавшийся" общается с другим? В фильме "Полет над гнездом кукушки" групповая терапия, насколько мне помнится, работала очень плохо. Эффект от таких разговоров весьма сомнителен, ведь мания одного пациента может "заразить" другого.

-- Как психологический феномен "заражаемость" возможна, особенно это касается людей в толпе. Что происходит на концертах и футболе? Целый стадион переживает эмоции восторга или агрессию -- это уже массовый психоз. Впрочем, толпа на стадионе и психоаналитическая группа -- не одно и то же, на сеансе психоанализа не собирается больше 12 человек. К тому же группа -- это маленькая модель общества, в которой неизбежно возникают самые разные взаимоотношения. Это очень важно потому, что с помощью психоанализа можно разобраться, почему один человек вам приятен, а другой нет. Причем форма общения может быть самая разная. Например, очень часто психоаналитик приходит в такую группу и молча наблюдает за своими клиентами. Они могут спорить между собой или откровенничать -- главное, что члены группы взаимодействуют и совместно с аналитиком пытаются разобраться в природе происходящего. Таким образом, члены аналитической группы облегчают друг другу психологическое состояние.

-- Сергей Иванович, судя по фильму "Имитатор", где врача сыграла Сигурни Уивер, психоаналитик может даже "вычислить" серийного убийцу. Вам известны случаи, когда ваш коллега помогал раскрыть преступление?

-- На самом деле полиция и милиция прекрасно обходятся без помощи гражданских специалистов. Дело в том, что у них в распоряжении есть свои, ведомственные психологи, которые владеют всеми премудростями. Они занимаются профотбором, аттестацией сотрудников и, если есть необходимость, их привлекают к разрешению криминальных дел.

РЕЖИССЕРЫ СПИНОЙ ЧУЮТ НАШИ ЖЕЛАНИЯ

-- В "Окончательном анализе" психоаналитика сыграл Ричард Гир. В роли его пациентки была Ума Турман, которая вместе со своей старшей сестрой в исполнении Ким Бесинджер довольно мастерски "водила за нос" опытного доктора. Ума рассказывала о несуществующих комплексах своей героини, подводя персонажа Гира к мысли о ненормальности своей сестры. Все это делалось с тем, чтобы можно было совершить убийство. Вот интересно, можно ли в самом деле симулировать психическую болезнь?

-- В жизни ничего исключить нельзя, так что манипуляции и с одной и с другой стороны вполне возможны, но давайте разберем этот киносюжет с точки зрения психоанализа, так, словно это фантазии какого-то клиента. На мой взгляд, это можно сделать, поскольку киносеанс гипотетически можно сравнить с сеансом у психоаналитика. И там и там есть белый экран, на который проецируются какие-то чувства. Так что сюжет фильма -- это своего рода перенос, который осуществляет общество. И вот что мы видим: за сюжетом этого фильма скрывается бессознательное желание общества использовать профессионалов в каких-то корыстных криминальных целях. Может, какая-то часть людей мечтает, чтобы кто-то манипулировал ими -- в ответ на их запрос рождаются другие фильмы, где врач – отрицательный персонаж. В любом случае ими движут страхи: "А что, если психоаналитик окажется маньяком, или соблазнителем?" Режиссер, как и всякий член общества, знает, какие темы сегодня наиболее популярны и, включая свою интуицию и профессиональное чутье, выполняет общественный запрос -- снимает подобные фильмы.

-- В таком случае западное общество очень серьезно больно…

-- К сожалению, современная жизнь полна насилия. Наверное, это связано с врожденной человеческой агрессивностью, которая постоянно ищет выхода. Вот и выплескивается на экраны. Как по мне, уж лучше на символическом уровне отыграть эту гамму чувств, чем переносить ее в реальность.

-- А наша доблестная милиция, наоборот, утверждает, что современное кино стало школой насилия -- на фильмах про маньяков люди учатся убивать... Как быть с такой версией?

-- Действительно, все очень сложно. Дело в том, что для зрелого человека фильмы с элементами насилия -- это выход внутренней агресси. А для детей и подростков, которые еще не могут четко различить реальность и вымысел, киногерои становятся примером для подражания. Чтобы личность ребенка не ушла только в эту узкую сферу агрессии, ей нужно давать альтернативу: увлекательные, познавательные, интеллектуальные передачи и добрые фильмы, которых, к сожалению, так мало сегодня на нашем телеэкране.

ПАЦИЕНТ, СМОТРИ В ОБА!

-- И все же, скажите, может ли пациент защититься от посягательства не совсем честного или не вполне здорового психоаналитика, который, к примеру, пытается принудить его к воровству или каким-то сексуальным извращениям?

-- Да. Дело в том, что основная цель психоанализа -- сделать человека думающей, самостоятельной личностью. Во время сессии вас не вводят в гипнтический транс, так что без ведома клиента никто не может воздействовать на его бессознательное. Поэтому нездоровый интерес психоаналитика легко разспознать. Главное, чтобы клиент задумывался над тем, что с ним происходит. Он не должен быть пассивным в анализе. Если он чувствует, что его сознанием пытаются манипулировать, всегда может задать наводящий вопрос. Настораживающий ответ должен повлечь за собой соответствующие выводы -- прервать психоанализ. Что же касается контроля извне, то отслеживать взаимоотношения между клиентом и психоаналитиком очень сложно. Вот почему должен быть создан какой-то этический комитет, который мог бы регулировать эти вопросы. Это крайне важно, чтобы не дискриминировать сам метод психоанализа. В рамках Украинской психоаналитической ассоциации мы планируем создать подобный контролирующий орган.

-- Сергей Иванович, а какой фильм хотели бы снять вы, если бы появилась такая возможность?

-- Исторический, о жизни и работе Зигмунда Фрейда. По-моему, отец психоаланиза заслуживает внимания массового зрителя. Думаю, это был бы самый правдивый фильм о нашей профессии, потому как на сегодняшний день кинематограф полон на сей счет разными мифами. Кстати, в ближайшее время наш институт планирует снять фильм о человеке-волке -- одном из самых известных пациентов Зигмунда Фрейда. О нем осталось много исторического материала. На нем мы и планируем построить свой фильм. Есть уже даже приблизительный сценарий, так что, если все будет хорошо, в следующем году начнутся съемки.