1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №294 (1342) за 26.12.2002

ЕСЛИ КТО-ТО НАЗЫВАЕТ СЕБЯ ПОЭТОМ -- ОН НЕ ПОСВЯЩЕН

"Когда гремят пушки из-за угла и в спину -- музы молчат", -- пытается оградить себя от навязчивого журналиста Евгения Гордий. Но после небольшой хитрости -- я читаю по памяти фрагмент из ее неопубликованной драматической поэмы -- мы договариваемся о времени и месте встречи.

...Кто из нас в пору наивной юности не сочинял четверостиший? Помню, сама посвятила этому возвышающему душу занятию пять лучших лет жизни. Без отрыва от производства, разумеется. Но у моей собеседницы жизненная драма посерьезнее: она родилась поэтом и остается им всю жизнь. (Когда неосторожно называю ее "поэтессой", Евгения терпеливо объясняет, что "к полу это никакого отношения не имеет: существует одно понятие -- "поэт", все остальное -- от лукавого").

У Евгении в ящике письменного стола -- четыре готовых к печати сборника "настоящих" стихов и драматическая поэма, повествующая историческую правду о последней любви гетмана Мазепы к крестнице Матрене Кочубей. Кстати, тема эта за минувшие 300 лет тревожила воображение многих одаренных людей планеты, в том числе Байрона, Пушкина и Сосюры. Но, считает наша героиня, к историческим событиям написанное не имеет отношения, разве что имена романтических влюбленных совпадают. (Напомню, Мотря, а именно ей принадлежала инициатива сердечных отношений с крестным, была "на целую жизнь" моложе своего избранника -- их разделяло 45 лет по одним источникам или 60 -- по другим). Кстати, немцы позднюю любовь своего поэта к 15-летней вдохновительнице сумели воспеть как национальную легенду.

"Стихи никто не пишет, -- говорит Евгения. -- Их дают. Поэт -- это просто секретарь, чувствительный пишущий прибор, который снабжен органом, улавливающим энергию колебаний космической мысленной материи, и способен превращать эти тончайшие сигналы в слова. Если кто-то говорит о себе "я поэт", значит, он не имеет представления о предмете: он -- не более чем сочинитель".

Чтобы сделать комплимент поэту, надо попросить у него почитать "что-то из последнего, неопубликованного". Моя собеседница кажется мне слишком "нездешней", чтобы делать ей подобные комплименты. Хотя все, что она создала -- "не испачкано типографской краской", то есть не издавалось. "Судьба предоставляла мне шансы, но я не могла ими воспользоваться, -- сознается Евгения. -- Речь шла о конкретных отношениях с конкретными людьми, но поэзия требует чистых рук и чистого сердца. Иначе -- книжки можно получить, но уйдет Поэзия и это будут уже "стишки".

Тем не менее, слава, как говорится, нашла героя -- с поэтическим миром Евгении я познакомилась в Интернете: мировая паутина выудила для нее хотя бы одного искреннего поклонника. "Отчего же одного, -- оживляется Евгения Гордий, -- на мой электронный адрес пришли интересные отзывы от украинцев из Австралии, Канады, Китая. Сейчас поступило предложение от прибалтийского издателя, пожелавшего "материализовать" мои стихи, прочитанные на сайте".