1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №294 (1342) за 26.12.2002

ПОЧЕМУ ЭЛИТА АВИАСТРОЕНИЯ ЛЕТЕЛА В ОДНОМ САМОЛЕТЕ

Государственная техническая комиссия Украины по расследованию причин аварии Ан-140 авиакомпании "Аэромост-Харьков" в Иране в составе 36 человек во главе с министром промполитики Анатолием Мялицей вчера утром отбыла из Киева в Исфахан. В нее вошли специалисты Минпромполитики и Госавиадепартамента, ХГАПП, АНТК им. Антонова. Первичные выводы появятся не раньше 3 января 2003 года.

Как нам рассказал начальник пресс-службы МИД Сергей Бороденков, запланированную на вчера презентацию иранской "Аннушки" перенесли на сегодня -- день траура. В память о погибших "стосороковку" в небо не поднимут, а просто выкатят на взлетную полосу. По данным МИДа, уже найдены останки всех 44 пассажиров. Изначально в список приглашенных входили 48 человек, однако четверо из них отказались лететь по различным причинам.

Говорить о причинах катастрофы пока рано, однако у многих возникает вопрос: почему столько ценнейших "умов" и руководителей авиапромышленных предприятий летели одним самолетом? Или так происходит всегда?

ОДИН САМОЛЕТ -- ОБЫЧНАЯ ПРАКТИКА

Как мы выяснили на харьковском авиазаводе, на все авиасалоны и выставки их начальство обычно летает вместе. "Посудите сами, не отправлять же туда 6--7 самолетов для каждого из ведущих специалистов", -- объяснили нам. На ноябрьский авиасалон в Иране руководители летали двумя машинами: "стосороковкой" и среднемагистральным Ан-74ТК-300. То есть теми, которые там презентовались в качестве последних разработок Украины. Так же было и на сибирском авиасалоне в Красноярске: руководители авиазавода добирались все вместе.

А вот президентам запрещено ехать в одном автомобиле, рассказали "Сегодня" в Управлении госохраны Украины. Лишь по просьбе самих лидеров государств это правило иногда нарушают. Однако только если ехать недалеко и охрана посчитает такую поездку безопасной для своих "подопечных". По закону госохране подлежат всего девять должностей: Президент, премьер-министр, министр иностранных дел, генпрокурор, главы Конституционного и Верховного судов, а также глава Верховной Рады, его первый зам и первый вице-премьер. Что же касается "простых" чиновников, пусть даже высшего ранга, -- их в мирное время, к сожалению, не охраняют и уж тем более не отслеживают, как именно они ездят или летают. Такое возможно лишь в военное время, да и то лишь для тех специалистов, которых посчитают носителями секретной информации.

ВЕРСИИ

Катастрофы могло не случиться, если бы Ан-140 летел всего на 7 метров выше. Почему этого не произошло и кто виноват, сейчас определяет огромное количество специалистов Украины, России и Ирана. Среди "технических" версий -- отказ или неисправность приборов, поломка двигателя либо неподходящее горючее.

В инспекции по безопасности полетов Укравиатранса нам сообщили, что сейчас они сами пребывают в недоумении, как мог самолет "не заметить гору из-за тумана". "Ведь он нафарширован самой разнообразной техникой, главная цель которой -- уберечь машину от столкновения с чем-либо. Подождите, пока вернутся из Ирана наши специалисты -- тогда можно будет сказать что-то более определенное. Ну и, разумеется, большие надежды мы возлагаем на данные "черных ящиков", -- раздалось в трубке.

Подтвердили вышесказанное и в АНТК им. Антонова. А насчет горючего сказали, что пилоты обычно знают, что именно залито в баки.

Пресс-секретарь авиакомпании "Аеросвіт" Сергей Куцый рассказал нам, что их техники возможность залива некачественного горючего считают маловероятной версией. Компания летает на Боингах, но топливо они используют практически то же, что и "аннушки" -- марки Jet A1. Во всех аэропортах качество горючего контролируют. За всю историю компании не было случаев, когда бы им залили некачественное топливо. Не происходило такого и в аэропортах Турции (там дозаправлялся борт UR 14003).

Российский пилот, имеющий практику полетов в Иране и пожелавший сохранить инкогнито, рассказал, что Исфахан -- очень сложный аэродром, в этом районе непросто маневрировать из-за гор. У него там случались навигационные ошибки, часто их причиной становилась психология "равнинного" летчика.

Однако в высокой квалификации пилотов разбившегося Ан-140 никто из специалистов не сомневается, утверждая, что они прекрасно знали не только свое дело, но и эти места, и этот аэродром.