1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №296 (1344) за 28.12.2002

БУДУЩИЕ ПЕНСИОНЕРЫ МОГУТ ЖИТЬ ЕЩЕ ХУЖЕ НЫНЕШНИХ

"Вот проведем пенсионную реформу, и заживут наши старики по-человечески. Пенсии удвоятся, экономика из "тени" начнет выходить и, получив приток внутренних инвестиций, закрутится быстрее", -- рисуют радужные перспективы чиновники профильных ведомств и "импортные" консультанты. Хотелось бы верить, однако в нашем исполнении и эта идея может стать бомбой замедленного действия, которая сработает много лет спустя.

Многие нации в мире, в том числе украинская, быстро стареют. Но происходит это по диаметрально противоположным причинам. В развитых странах уровень жизни и медицинского обеспечения очень высок: как говаривал легендарный Чапаев, "помирать не надо". Вот и растет число стариков. У нас же из-за бедности рождаемость так катастрофически упала, что даже малая продолжительность жизни увеличивает перевес старых над малыми.

По прогнозам, в ближайшие десятилетия затраты на пенсии в странах ЕС достигнут 16% ВВП, к 2050 году -- порядка 30%. Чтобы не допустить снижения уровня жизни, народ приучают к мысли, что на старость придется откладывать все больше и больше.

Украина же находится накануне демографической катастрофы: через десяток лет на пенсию пойдет самое многочисленное, послевоенное поколение. Ожидается, что к 2026 г. соотношение граждан трудоспособного возраста к пенсионерам изменится с нынешних 2,5 до 1,8 (по оптимистическому сценарию), а то и до 1. Такая социальная нагрузка на работающих недопустима. Кроме того, половина экономики остается в "тени", ничего не отчисляя на пенсионеров. В стороне остались и предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения. "Сегодня эти люди озабочены только выживанием, но завтра они станут нищими", -- утверждает научный консультант Президента Элла Либанова.

Выходит, нам не избежать ломки нынешней солидарной пенсионной системы, хотя от нее не отказались некоторые европейские страны? Но если разобраться, то предлагаемая двухуровневая система обязательного пенсионного страхования почти не отличается от старой. Судите сами: мы и прежде "отстегивали" деньги в пенсионную копилку, они аккумулировались и работали в народном хозяйстве, да и пенсии платили согласно стажу и уровню зарплаты. Не было разве что нормы о наследовании остатков средств, которые пожилой человек не успеет выбрать до конца жизни. Ну, да еще неизвестно, как она будет выполняться.

Пенсионная реформа преследует две главные цели: первая -- убедить нас, что отчислять на старость надо намного больше, ибо потом каждый сможет рассчитывать только на личные "заслуги"; вторая -- запустить пенсионные деньги в дело через фондовый рынок, чтобы они по возможности еще и приумножались.

Отечественных реформаторов вдохновляет опыт развитых стран, где активы пенсионных фондов достигают от половины до 100% валового внутреннего продукта. Считается, что именно эти накопления являются гарантом стабильности всей государственной финансовой системы. Украинские власти рассчитывают, что уже на первых порах под систему обязательного пенсионного страхования удастся привлечь сумму, сопоставимую с госбюджетом -- 40--60 млрд. грн., плюс еще около 4 млрд. грн. могут прийти в негосударственные фонды. Говорят, Минфин с нетерпением ждет момента, чтобы выпустить под них облигации внутреннего займа.

Ресурсы громадные, и для державы они выглядит весьма заманчиво. Но для конкретного "маленького инвестора" здесь таится реальная угроза остаться на склоне лет, в лучшем случае, с тем же нищенским пайком, коим довольствуются нынешние пенсионеры.

За примерами далеко ходить не надо. Недавно разразился грандиозный скандал с американскими инвестиционными фондами, распоряжающимися пенсионными активами. Шутка ли, под угрозой оказалось все состояние тещи Буша. В незаконных манипуляциях участвовали даже уважаемые аудиторские фирмы, призванные блюсти чистоплотность подконтрольных им компаний. Там махинаторов быстро призвали к порядку, президентскую тещу сотоварищи в обиду не дали, а нечистоплотные менеджеры заплатили миллионные штрафы.

Но мы не в Америке. Предположим, пенсионные отчисления и впрямь инвестируют в перспективные предприятия, а через некоторое время часть из них "вылетит в трубу": современная "политэкономия" учит, что у нас нередко прибыльные легко становятся убыточными. И причиной может быть не столько банальное воровство, сколько подковерные политические игры. А если в случае банкротства такого предприятия ликвидационная комиссия не присудит вернуть пенсионные деньги в первоочередном порядке? А ежели таких банкротов будут сотни? Вряд ли в обозримом будущем тут помогут и солидные западные страховые компании. Они не решатся перестраховывать финансовые риски операций с пенсионными деньгами в нестабильной стране, каковой покамест является Украина. Значит, нет и не может быть и уверенности, что вложенные сегодня деньги спустя многие годы нам вернутся хотя бы без "навара". А государственные гарантии выплаты "двухуровневых" пенсий, коими обнадеживают отцы реформы, не очень вдохновляют: нашим родителям тоже гарантировали достойную старость...

К сожалению, позитивных примеров манипулирования незащищенными капиталами на нашей памяти нет. Кстати, по имеющимся данным, пенсионных денег уже ждет -- не дождется целый ряд структур а-ля Мавроди.