1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №297 (1345) за 30.12.2002

В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА. А КТО ЕЕ РОДИЛ?

Когда наши родители и бабушки-дедушки были еще девочками-снежинками и мальчиками-зайчиками, они тоже скакали под елочкой, распевая этот "хит". В наступающем году стихотворению "В лесу родилась елочка..." исполняется сто лет!

"ТАКАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ НАШИМ ПОЭТАМ И НЕ СНИЛАСЬ"

Писатель Василий Субботин вспоминал: "Как-то Александру Фадееву доложили, что какая-то старуха просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Секретарь сказала, что ей уже, наверное, лет девяносто. Та вошла -- очень старая, дряхлая, плохо одетая, с каким-то мешком в руках. Положила свой мешок на колени и сказала: "Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь..." Фадеев, не зная, как быть, сказал:

-- Вы действительно стихи пишите?

-- Писала, печатали когда-то...

-- Ну хорошо, -- сказал он, чтобы кончить это свидание, -- прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

В лесу родилась елочка,    
В лесу она росла...
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.

-- Так это вы написали? -- закричал Фадеев. И стал вспоминать, как он первый раз прочел эти стихи и как плакал, когда дошел до строк "Срубил он нашу елочку под самый корешок". И немедленно отдал распоряжение, чтобы автора этих стихов Кудашеву оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь. "Ее стихи имеют такую популярность, которая нашим поэтам и не снилась", -- сказал он".

ПЕРЕВЕРСТАННЫЙ ЖУРНАЛ И БРАКОВАННАЯ КНИЖКА

В канун Рождества 1903 года Раиса Кудашева (Гидройц) принесла в детский журнал "Малютка" стихотворение "Елка", подписанное инициалами "А.Э." -- одним из ее псевдонимов. Праздничный номер был уже готов, но "Елка" редколлегии понравилась настолько, что номер вернули из типографии и спешно переверстали.

Она печаталась в "Малютке" давно: в 1896-м именно в этот журнал она впервые решилась отправить свое стихотворение. Автору было тогда 18 лет. С тех пор ее стихи стали появляться на страницах многих детских журналов. Всего было опубликовано около 200 песенок, рассказов, сказок: "Санки-самокатки", "Степка-растрепка", "Беда петушка", "Бабушка-Забавушка и собачка Бум"...

...Актер Михаил Жаров вспоминал, что у его отца был закадычный друг, работавший печатником в типографии И.Кнебеля. Бракованные книжки хозяин отдавал рабочим для их детей, и каждое воскресенье Мише Жарову торжественно вручалась тоненькая книжечка. Одну из них он запомнил на всю жизнь. И хотя прошло 60 (!) лет, Жаров уверенно цитировал:

У бабушки Забавушки
Собачка Бум жила,
Однажды Буму бабушка
Пирожных испекла.
-- На, Бум, бери тарелочку,
Пойдем с тобой в буфет
Глядят, а мышки съели все,
Пирожных больше нет.

В 1899 году в журнале "Русская мысль" была опубликована повесть "Лери" (она так и осталась единственным произведением Кудашевой для взрослых) -- о первой большой любви девушки из дворянской семьи к блестящему офицеру. Повесть не принесла Раисе Адамовне известности, хотя это была добротная "дамская" беллетристика. Впрочем, к славе Кудашева была равнодушна и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. "Я не хотела быть известной, но и не писать не могла", -- объясняла она.

О НЕЙ НЕИЗВЕСТНО ПОЧТИ НИЧЕГО

Ее жизнь -- сплошная тайна. Докапываясь до первоисточников, я везде натыкалась на фразы: "сведений о ней почти не сохранилось", "больше ничего неизвестно..."

Раиса Гидройц родилась 3 (15) августа 1878 года в семье чиновника Московского почтамта. По крайней мере, так рассказывала она. (Даже если было по-другому -- что еще она могла сказать в конце 50-х в интервью "Огоньку" и "Вечерней Москве"? Кстати, в "Огоньке" опубликована единственная сохранившаяся фотография Раисы Адамовны в очень преклонном возрасте). Она окончила женскую гимназию М.Б.Пуссель, была принята гувернанткой в дом князя Кудашева, а когда он овдовел, спустя год стала его женой. После революции их дом реквизировали, князя не стало, а княгиню Кудашеву в советских издательствах, конечно, не жаловали. Так из богатой женщины она превратилась едва ли не в нищенку. А песенку про елку распевали миллионы...

ВЕРОЧКИНА ПЕСЕНКА

Музыку к "Елочке" сочинил Леонид Бекман, ученый-агроном. Ноты записала его супруга, так как автор "был на тот счет неграмотным". Елена Бекман-Щербина -- знаменитая пианистка, первая исполнительница в России произведений Дебюсси, Равеля, а также Скрябина, многие сочинения которого разучивала под руководством самого композитора... Песенку про елочку в 1905 году получила в подарок на день рождения двухлетняя дочка Бекманов, Верочка. Вот так -- не в лесу, а в московской квартире в Малом Патриаршем переулке -- "родилась елочка". Через пару лет Бекманы, устав переписывать для друзей детские песенки собственного сочинения, издали сборник "Верочкины песенки".

СВОЮ "ЕЛОЧКУ" ВПЕРВЫЕ УСЛЫШАЛА СЛУЧАЙНО В ПОЕЗДЕ

Долгое время Кудашева и не подозревала, что ее "Елочка" стала песенкой. Только в 1921 году она случайно услышала в поезде, как две попутчицы расхваливали своих внучек. Одна из них попросила внучку продемонстрировать свой ангельский голосок. Как же была изумлена Раиса Адамовна, когда девочка запела "Елочку"!

С этого момента она неоднократно пыталась восстановить свои законные права на "Елку", но автора стихотворения не хотели и слушать, отшвыривая со словами: "Ах ты, недобитая буржуйка!"

Как рассказывают, в 1940-м родственница Кудашевой, Анна Вацлавовна Утлинская обратилась к известному специалисту по авторскому праву Марку Келерману, и он вызвался помочь. Но восстановить справедливость оказалось делом непростым. Сначала Утлинская и Келерман через московских библиофилов разыскали тот самый номер журнала "Малютка". Но этого было недостаточно. Как доказать, что эта "Елка" принадлежит перу Раисы Адамовны Кудашевой (урожденной Гидройц), если стихотворение подписано двумя буквами -- "А.Э."? Келерман подсказывает: "Еще не все потеряно. Вот если бы разыскать не только сам журнал, но и его архив..." Не прошло и месяца, как случилось, казалось, невозможное: в распоряжении Анны Вацлавовны оказался весь архив "Малютки", прекратившего существование в 1917-м. Как Келерман и предполагал, на основании этой документации между А.Э. и Кудашевой (Гидройц) юристы уже смело поставили знак равенства.

"Елочку" вновь опубликовали в 1941 году -- уже с фамилией автора. Сборник, куда вошло стихотворение, так и назывался -- "Елка". Но в элитных "литературных кругах" Кудашеву по-прежнему не считали писателем. В прошлом учительница, она долгие годы продолжала работать скромным библиотекарем. Лишь в 1957 году, когда Раисе Адамовне было 79 лет, вышла первая книга ее стихов. "Я стараюсь крепиться и не падать духом, -- писала она своей подруге в 1958 году, -- но все же думаю о себе: не по силам затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне".

Последние годы Раиса Адамовна жила вместе со своей сестрой. Она умерла 4 ноября 1964, похоронена в Москве на Пятницком кладбище. Памятника на могиле так и не поставили. Впрочем, на ее могиле растет ель -- разве это не памятник?