1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №297 (1345) за 30.12.2002

ПРОЩАЙ, ГОД ЧЕРНОЙ ЛОШАДИ!

Уходит 2002-й год, а с ним -- Черная Лошадь. В Древней Греции ее быстроту приписывали ветру. Саксы верили, что конское ржание имеет пророческое значение. Так, в Персии царя избирали путем сбора лошадей претендентов на трон. Владельца коня, который первым издавал ржание, провозглашали властелином. Сегодня сохранились лишь смутные отголоски прежних верований: время от времени лошадиные подковы прикрепляют к двери. Говорят, на счастье...

Ездить на лошадях начали по меньшей мере за 1000 лет до нашей эры, а подковывать -- лишь спустя 2000 лет, то есть в ХI веке. С этого времени роль конницы и конных состязаний постоянно росла, а великие путешественники, вроде Марко Поло, получили возможность пересекать Европу и Азию, преодолевая расстояния, которые даже сейчас, в эпоху самолетов, считаются огромными.

В год лошади родились: Куприн, Джойс, Струве, Корнилов, Трумен, Рузвельт, Ленин, Хрущев, Брежнев, Станкевич, Чаушеску, Гесс, Джабаев, Довженко, Бунин, Мицкевич, Димитров...

Трудно переоценить колоссальную роль, которую сыграло благородное животное в развитии человечества. На протяжении многих веков коня использовали как тягловую силу и способ передвижения. Без него, может быть, наша история выглядела бы иначе. А боевые колесницы ассирийцев, конницы Александра Македонского и римлян, рыцарские крестовые походы, разудалые запорожские казаки и военные кавалеристы!?

ЧЕЛОВЕК С ЛОШАДЬЮ НА... ПЛЕЧАХ

Мифическая величественная природа лошади объясняет, почему рядом с древними царями и фараонами хоронили их четвероногих слуг. А случай, произошедший во времена Первой мировой войны, подтверждает почитание человеком грациозного скакуна.

Группа российских конников совершала рейд в тыл противника. Лошадь одного из кавалеристов получила ранение и не могла следовать за остальными. Бросить верного друга и спасаться самому? Нет! Ставший пехотинцем, всадник замаскировался и стал ждать вечера. А раненая лошадь кому нужна? Она внимание австрийцев не привлекала. Ночью кавалерист взвалил коня на плечи и понес к своим окопам. Дозорные увидели, как из темноты приближается что-то непонятное, а затем определили, что в их сторону направляется человек с конем на плечах. Бросив оружие, они начали креститься, отгоняя "нечисть". Долго еще приезжали в эскадрон любопытные посмотреть на человека, вынесшего с поля боя лошадь. Им был сильнейший человек планеты Александр Засс, известный в России и за рубежом как "Железный Самсон".

К концу 30-х годов прошлого столетия кавалерия стала покидать "командные высоты". Среди военных преобладала точка зрения маршала Тухачевского: ставку нужно делать на технику! Но против "моторов" резво взбрыкнули Буденый, Ворошилов и Кулик, по старой памяти покровительствовавшие проверенной в боях коннице. Компромисс был найден: к 40-у году кавалерию урезали вдвое (совсем расформировать посчитали неразумным) и переориентировали на конно-механизированные соединения. Изменилась и система подготовки кавалеристов, учитывая "соседство" с артиллерией, танками, авиацией...

БЕЗ КОНЕЙ НЕ СПРАВИЛИСЬ БЫ...

В первые часы войны у самой границы кавалеристы встретили врага. Эскадрон Чонгарской дивизии вместе с пограничниками принял бой с немцами, почти все погибли. Конники с пехотой, артиллеристами, выбиваясь из сил, пытались сдержать натиск противника. Они бросались в отчаянные атаки на мотоколонны, прикрывали переправы, но все же отступали... Застрявшие на оккупированной территории кавалеристы уходили в партизанские отряды. Дважды Герой Советского Союза Сидор Ковпак писал: "В условиях партизанской борьбы никакой двигатель, никакая машина не может заменить коня. Во-первых, машина требует горючего, а корм для коня можно найти повсюду. Во-вторых, самый современный глушитель не может заглушить звук мотора, а на коне, обмотав копыта мешковиной, мы переходили в 50--100 метрах от вражеских гарнизонов совершенно бесшумно. В-третьих, для машин нужны дороги, а мы в условиях полнейшего бездорожья, метель, стужу и туман, когда не летали даже самолеты, совершали марши по 50--60 километров за ночь."

Кони здорово выручали наши отступающие части. Когда кончалось горючее, танки и автомашины взрывали, конные упряжки до последнего вывозили пушки, имущество, раненных.

Перед войной в Красной Армии числилось около 1,9 млн. лошадей. По большей части это были не элитные боевые кони, на которых восседали бравые казаки, а терпеливые тягловые труженики. Спотыкаясь и храпя, костлявые и неказистые, они возили за войсками всевозможные грузы, полевые кухни, больных и ослабевших бойцов. Без них не справились бы ни разведчики, ни стрелки, ни медики...

КАВАЛЕРИСТЫ ВЫЗЫВАЛИ У ФАШИСТОВ ПАНИКУ

К июлю 41-го в Красной Армии катастрофически не хватало танков, самолетов, автомобилей, так как оборонные заводы эвакуировались на восток. До начала серийного выпуска боевой техники было еще далеко, вот и призвали тогда на помощь "маломощную" и "неэффективную" лошадь. Пришлось в срочном порядке создавать конные соединения. К концу года развернули 80 кавалерийских дивизий так называемого "легкого типа": без танков, артиллерии, средств связи и саперов. Эти новые соединения несли чудовищные потери. Часть из них вскоре расформировали, оставшиеся сводили в кавкорпуса. Некоторые горе-стратеги тогда не понимали, что от кавалериста, посаженного на Савраску, только что выпряженного из плуга, толку будет мало. Настоящий боевой конь должен слушаться всадника, знать, что такое "шаг", соответствовать определенным стандартам внешне.

Конечно, в распоряжении командования были и элитные части, которые резко отличались от "легких" кавдивизий. Они сформировались летом и осенью 42-го года. Созданные на Дону, Кубани и Тереке, эти части представляли собой мощную боевую силу. Рейды по тылам противника конников Плиева, Мельникова, Белова, Селиванова, Кириченко ломали планы врага, сеяли панику и хаос.

ЦОКОТ ИХ КОПЫТ ЕЩЕ ДОЛГО СЛЫШАЛ ВЕСЬ МИР

Кавалерия до самой победы участвовала во всех важнейших операциях и боевых колоннах, преодолевая бездорожье и распутицу, жару и стужу, двигаясь на Запад.

В Венгрии, во время одного из последних кавалерийских сражений, казаки двух полков 5-го гвардейского корпуса, прошедшего всю Украину, атаковали два полка 4-й дивизии и разгромили гусаров-эсэсовцев. На поле битвы было захвачено сотни оседланных коней. Наши казаки, с триумфом проехав "по берлинской мостовой", возвращались домой. А конно-механизированная группа генерала Плиева, громившая части генерал-фельдмаршала Манштейна на Южном Буге, Ингульйе, Днестре, отправилась на Дальний Восток. Теперь она шла по караванному пути в пустыне Гоби, преодолевая в сутки по 70, а иногда и по 100 километров. Изнурительная жара, песчаные бури, постоянный недостаток воды... Генералы японской Квантунской армии не представляли, что можно пересечь пустыню, таежные отроги большого Хингана с бурными горными реками и сохранить боеспособность. Враг был застигнут врасплох!

24 июня Красная площадь Москвы встречала Парад Победы. Им командовал Маршал Советского Союза Рокоссовский, принимал парад Маршал Жуков. Он выехал на Красную площадь из Спасских ворот на красавце Кумире. Это был конь терской породы, светло-серой масти, с лебединой шеей. С ним работал генерал Дуленец -- один из лучших наездников в стране. А Полюса для Рокоссовского готовил капитан Ситько, наездник от Бога, чьи родовые корни шли от запорожских казаков.

Парад прошел, но цокот боевых коней маршалов долго еще слышал весь мир...

МОРЕ КИШЕЛО ТРУПАМИ ЛОШАДЕЙ

В первые месяцы войны после отступления наших войск "под немцами" осталось около 12 миллионов лошадей. Многие конные заводы, особенно на Украине, не успели эвакуироваться, и фашисты беспрепятственно вывозили ценное племенное поголовье в Германию. Печально знаменитые наши дороги и дефицит горючего заставили немцев пополнять состав своего гужевого транспорта за счет лошадей местных жителей, совхозных и колхозных конюшен. По официальным данным, оккупанты похитили и уничтожили в годы войны около 7 миллионов лошадей.

Что произошло в Крыму, описал в своем дневнике 22 апреля капитан Гензель, офицер оперативного отдела штаба 17-й армии: "В соответствии с приказом об эвакуации все лошади убиты и сброшены в море. Море внизу кишело тысячами трупов мертвых лошадей, которые лениво колыхались в волнах прибоя. Эта кровавая бойня лошадей была одной из многих бессмысленных вещей, совершенных в Крыму".

ДАРМОЕДЫ С БЕЗДЕЛЬНЫМ РЖАНИЕМ

Руководство страны понимало, что нужно срочно принимать меры по восстановлению отечественного коневодства. Деревни и села остались практически без техники и лошадей. Выпускались даже плакаты, инструктирующие, как работать на коровах. А если не было коров, люди сами тянули плуг или борону. Вот тогда и вышло специальное постановление Совнаркома СССР относительно коневодства. Уменьшение поголовья лошадей стало прекращаться, и уже на 1 января 45-го года в стране насчитывалось 9,9 млн. лошадей. А дальше...

Никита Хрущев издал специальное постановление, в котором кони были названы дармоедами, поедающими чужой корм и позорящими социалистический строй бездельным ржаньем и тележным скрипом. Но дело тут совсем не в этом. Какой-то придворный лукавец нашептал Хрущеву, что ежели забыть о нескольких миллионах лошадей, то сколько сразу сэкономится корма! Да плюс почти за так уйма конского мяса! Да кожа на ремни и подметки! Так вот, документ запрещал выдавать корма на лошадей, исключал их из всех видов отчетности, то есть фактически объявлял вне закона, и колхозы волей-неволей вынуждены были отправить животных на убой. И потянулись на живодерни эти скорбные, понурые шествия лошадей по дорогам страны, которую они опахивали и оберегали от врагов.

ОЛИМП ПОКОРИЛ С ТОПКИМ

Прошло время, коневодство в СССР возродилось. Кроме того, процветал конный спорт. Лошадь, назло своим обидчикам, устанавливала рекорды и завоевывала награды.

Виктор Погановский -- наездник из Николаевской области. В 16 лет он занял второе место на чемпионате Украины. Через год на чемпионате Советского Союза стал трижды чемпионом среди юношей, завоевав сразу три золотых медали. Дважды участвовал в чемпионате Европы по конному спорту, его зачислили в сборную страны. Вообще же, Погановский двадцать раз был чемпионом Союза. Семь раз победителем Кубка "Вольво", но самым счастливым моментом в его жизни была золотая медаль на Олимпийских играх.

"Это не только мои победы и награды, -- сказал наездник. -- Половина их "принадлежит" Жакиру, Гейзеру, Фазану, Проспекту, Бахусу... А с Топким мы выиграли Олимпийские игры."

После развала Союза в 1990 году в конюшне московского ипподрома появилась первая частная лошадь. Сегодня в бегах и скачках участвуют более 70% коней, принадлежащих частным лицам. Мода на собственных лошадей пошла с первого российского президента. С начала 90-х ни один визит Бориса Ельцина в Среднюю Азию не обходился без вручения ему породистого скакуна. Не стал исключением и второй президент, получив в подарок от короля Иордании два арабских жеребца и кобылу. Поговаривают, что на Казанском ипподроме одну из конюшен целиком занимают лошади президента республики Татарстан. А в пробных заездах и на скачках московского ипподрома участвовали скаковые лошади президентов Шаймиева, Назарбаева и Рахимова. Да и нашего президента порой одаривают породистыми скакунами...

Грациозностью этих животных восхищаются многие, а вот увековечить десять тысяч лошадок сразу сумел лишь китайский художник. В канун 2002 года Гун Чуньху создал картину, на которой изображено... 9 тысяч 999 лошадей. Эта работа была внесена в книгу рекордов Гиннеса. Картина представляет собой свиток длиной 25 метров, на нем скачут, играют, жуют овес и даже летают кони. Над ее созданием автор работал на протяжении четырех лет. Прежде чем создать полотно, художник написал картины "Сто коней" и "Тысяча лошадей". К тому же сам он родился в год Лошади, а его дедушка занимался коневодством.