1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №3 (1348) за 05.01.2003

УКРАИНСКОЕ КИНО: ПАЦИЕНТ СКОРЕЕ МЕРТВ

Несмотря на то, что именно в 2002-м году наконец-то увидели свет "Молитва за гетьмана Мазепу" и одна из серий "Богдана-Зиновия Хмельницкого", итог звучит совсем неоптимистично: "собственное кинопроизводство в Украине скорее мертво, нежели живо".

Еще чуть-чуть, еще немножко такого отношения к "самому массовому из искусств" -- и летописцы истории украинского кино после слов "…в начале ХХI века…" будут ставить большую жирную точку с восклицательным знаком. Выходит, в "советской" империи наш кинематограф развивался, а независимое государство уже 11 лет его добивает собственными "руками"? Ведь тот же "Мазепа" Ильенко -- это плод многолетней работы, а не итог прошедшего года. "Богдан-Зиновий" Мащенко только начался, но уже остановлен и будет ли продолжен -- пока вопрос. Показанные материалы долгожданного "Мамая" Леся Санина обещают некий прорыв, но для давно готового фильма до сих пор так и не нашли минимальной суммы, необходимой для оплаты отпечатка прокатной копии! В московских кинокругах этот факт уже стал анекдотом....

Мы уже традиционно медитируем накануне Нового года: "Возможно, 2003-й наконец-то подарит премьеру "Мамая". Или пока незаконченного фильма Михаила Беликова "Золотая лихорадка", производство которого остановлено почти на финише?" Надежда -- только на инвесторов. Собственно, на них же надеется и Минкультуры, которое уже планирует новые картины с условием наличия спонсоров. Впрочем, тут все как будто бы нормально: в плане фильмы стоят, отчетность по их запуску в порядке... Чиновники размахивают цифрами, как флагом победы, но нигде не афишируя, что после окончания подготовительного периода все кинопроизводство останавливается.

Ну кто из уважающих себя и считающих свои деньги инвесторов будет вкладывать их в кино, если в стране до сих пор нет нормального закона о меценатстве? Пока наших инвесторов, да и самих кинопроизводителей по-прежнему "обдирают" как липку. А новый закон, как близнец похожий на уже принятый в России и принесший ей свои "плоды"-фильмы, давно готов. Но почему-то все еще лежит под бюрократическим сукном. И почему его не хотят принять -- ответить не может (или не хочет) никто. Таким образом, в министерском плане числятся фильмы нашей "главной" киностудии имени Довженко, остановленные на уровне режиссерской разработки: "Подарок судьбы" Галины Шигаевой, и "Богодух" Николая Рашеева. После подготовительного периода застопорились "В следующий вторник" Дмитрия Томашпольского и "Гирильянсы или Троянский спас" Александра Денисенко. На студии же сегодня работают лишь службы жизнеобеспечения, а все остальные заморожены, киногруппы расформированы, а количество рабочих дней остановилось на четырех в месяц (!). Надежда на то, что эти фильмы все же будут сняты, не имеет никакой почвы.

Столь же грустные итоги и в документальном украинском кино, которое еще снимается только благодаря страстному энтузиазму творцов и их сотрудничеству с телевидением. Но такой мощный "задел", который существует в украинской кинодокументалистике, трудно так быстро сгубить -- потому наши известные режиссеры Сергей Буковский, Юрий Терещенко, Виктор Олендер, пройдя через все "тернии", смогли-таки выпустить новые работы.

Заметное оживление в бомонде произвела победа на "Кроке" и "Молодости" анимационного фильма Степана Коваля "Шел трамвай №9", что дало повод некоторым журналистам даже написать о некотором выздоровлении нашего кинематографа. Но на общем фоне его измученности и безнадежности делать подобные выводы -- просто нечестно. Появление этой остроумной короткометражки лишний раз свидетельствует о том, что у нас есть талантливые и мастеровитые люди.

В этой связи хочется высказать еще одну "наболевшую" мысль. Сегодня, в условиях паралича кинематографической профессии, просто безнравственно выпускать -- даже за их собственные деньги -- новых безработных специалистов кино. Разве что делать это для России или других стран, оставив за профильными вузами только подготовку специалистов для телевидения?