1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №5 (1350) за 10.01.2003

ОДАРЕННЫМ ДЕТЯМ ИНОГДА ТРУДНО УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ

Большинство учителей и родителей уверены в том, что дети с высоким уровнем умственного развития должны успевать по всем предметам школьной программы, ориентированной на способности "среднего" ученика. Однако очень часто одаренные дети имеют проблемы в учебе -- ребенок развит хорошо, но учится хуже, чем мог бы. При этом учителя, родители и сами дети по-разному отвечают на вопрос, кто виноват в учебных неуспехах одаренного школьника. Учителя, как правило, ставят под сомнение способности ученика, родители видят проблему в несоответствии самого учителя способностям их ребенка.

Эта проблема впервые заинтересовала психологов США, которые, исследовав школьников Нью-Йорка, выявили удивительный факт: среди отчисленных за неуспеваемость старшеклассников одаренные дети составили 19%. Отечественные психологи также исследовали эту проблему и выявили причины низкой успеваемости одаренных детей.

Во-первых, это независимость и нестандартность поведения одаренных детей. Это означает, что такие дети часто конфликтуют с окружающими людьми, не соглашаются с авторитетами, общепринятыми правилами и мнениями. Во-вторых, трудности возникают и у одаренных детей из неблагополучных семей или же из семей с низким социально-экономическим статусом. В-третьих, неуспешными оказываются одаренные дети, имеющие какие-либо физические ограничения, например, нарушения зрения, слуха, речи.

Однако психологи все же считают, что главный барьер на пути решения проблем детей с высокими интеллектуальными способностями -- это трудность выявления их одаренности, скрывающейся за неудачами. Помимо этого, существует много одаренных детей, чьи возможности не могут быть выявлены и раскрыты в существующей системе школьного обучения.