1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №6 (1351) за 11.01.2003

В ДОРОЖНЫЙ ПАТРУЛЬ -- НА ВЕРТОЛЕТЕ

Расписываться в списке пассажиров было немного обидно. Со дня, как был поставлен на службу милиции столичной области, вертолет КА-26 совершает второй патрульный рейс, и я являюсь полноправным его участником -- то есть не просто катаюсь, а нахожусь как бы при исполнении. Но правила есть правила, твердо заявляет пилот Сергей Липовой, и после первой закорлючки я ставлю вторую в графе о прохождении инструктажа по технике безопасности. Честно говоря, из этой премудрой науки только и запомнила, что к вертолету при включенном винте надо подходить сзади, иначе лопастью снесет башку...

Если вы, подобно мне и моим коллегам журналистам, садитесь в вертолет впервые, хочу предупредить сразу: вибрации и звуки, издаваемые этой машиной при взлете, не для слабонервных. В душу закрадывается злорадство: теперь понятно, почему капитан Виктор Тищенко, старший инспектор спецвзвода сопровождения и эскортирования областной дорожно-патрульной службы, предпочел остаться на земле в уютном и таком привычном служебном автомобиле! Но тут же одергиваю себя -- уж кого-кого, а нашего провожатого наверняка нельзя упрекать в малодушии.

Виктор уже налетался вдоволь, когда "вертушки" использовались в милиции на полную силу (вспомните хотя бы финалы погонь в старых добрых советских фильмах, включая комедийный трюк с крюком из "Бриллиантовой руки"). Был свой взвод воздушного патрулирования и в милиции Киевской области, насчитывающий 26 человек. Капитан Тищенко служил в нем в 1991 году. Былой опыт характеризует одним емким словом: "Классно!" И тут же сокрушается, что в 1992-м полезная во всех отношениях практика прекратилась, поскольку ее посчитали чрезмерно затратной. Как видим, прошло всего-то десять лет, и хорошо забытое старое стало понемногу возрождаться. Если не по всей Украине, то на Киевщине наверняка. Чтобы убедиться в этом, мы и прибыли сюда -- на аэродром малой летной техники "Бородянка".

...Земля так стремительно уходит из-под ног, что поначалу кажется, будто все это не взаправду -- крошечные самолетики на присыпанном свежим снежком поле, карликовые деревья, кукольные домики, тонюсенькая лента дороги, по которой скользит игрушечный милицейский автомобиль. Когда вертолет разворачивается, ощущение такое, будто зависаешь в воздухе без движения, готовясь через миг со всего маху грохнуться вниз... А через миг на кабину вновь обрушивается серое зимнее небо. Нет, правда классно, другое слово и подобрать трудно.

Прошу подняться выше, но пилот Сергей Липовой отрицательно качает головой. При туманной погоде оптимальная высота -- сто метров на километр обзора. Что ж, вполне достаточно, чтобы рассмотреть преступника и атаковать его прямо с воздуха. Эх, случись что-нибудь экстремальное прямо сейчас!...

Сергей хоть и гражданский пилот, однако опыт сотрудничества с милиций уже имеет -- в 1994 году приходилось участвовать в поимке восьми бандитов, сбежавших из камеры предварительного заключения в Звенигородке (Черкасская область). Вот и сейчас он отдает себе отчет в том, что ему могут предстоять не менее ответственные операции.

Я привыкаю к чувству полета, и восторг сменяется легким разочарованием: в обозримых пределах никто ничего не нарушает и, похоже, даже не собирается. Оперативная связь с землей и сопровождающей нас машиной ГАИ поддерживается непрерывно, но сигналов тревоги не слыхать. Потенциальные злоумышленники, отходя от затянувшихся застолий, не рискуют соваться на обледеневшие загородные трассы, а уж тем более лезть со своими нехорошими намерениями прямо под вертолет, о котором благодаря прессе все уже наслышаны. Теперь понятно, почему начальник ГУ МВД Украины в Киевской области генерал Василий Зарубенко не хочет вводить воздушные патрулирования в режим -- злодеям не составит труда изучить строгий график и приспособиться его обходить. В арсенале милиции всегда должен быть элемент внезапности. Согласитесь, расстояние, которое милицейским машинам придется преодолевать по трассам, наша "вертушка" покроет по прямой в считанные минуты. А сверху видно все... С земли, к примеру, попробуй-ка подступиться к трехметровым каменным заборам бандитских дач. А из кабины вертолета эти "секретные" объекты видны, как на ладони.

Наш разговор с генералом происходит уже на земле. Лет шесть тому назад, вспоминает Василий Зарубенко, правоохранителям Киевщины уже выпал случай испытать, насколько эффективен вертолет в патрульной и поисковой работе. Тогда у одного из бизнесменов угнали "шестисотый" Мерседес, и чтобы скорее вернуть любимца, он нанял для милиционеров "вертушку". В короткое время таким образом удалось не только найти похищенную иномарку, но также попутно раскрыть несколько других серьезных преступлений.

-- Хоть затея не из дешевых, -- констатирует начальник областного милицейского главка, -- мы реализовали ее в порядке эксперимента, поскольку считаем, что все затраты сторицей окупятся в ситуациях, где необходима быстрота и маневренность. Вертолет эффективен не только в охране порядка на дорогах, но и в розыске угнанных автомобилей, в операциях по поимке особо опасных преступников и так далее. Кроме пилота машина поднимает в воздух семерых человек -- а это уже наряд "Беркута".

Вертолет милиция арендует у компании "АС". По словам ее президента Александра Бадрудинова, один летный час обходится в полторы тысячи гривен. За то же время машина "кушает" 150 килограммов бензина А-95. Прибавьте к этому расходы на поддержание боевой готовности, на профилактический ремонт, переподготовку пилота и так далее... Что правда, то правда -- дорогое удовольствие. Хотя почему удовольствие? Обычная работа, борьба с преступностью. Разумно ли жалеть на это денег?