1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №6 (1351) за 11.01.2003

ОН НА ЛЕТУ ЗАПОМИНАЕТ И НОТЫ, И... РАСПИСАНИЕ ПОЕЗДОВ

В незапамятные времена, когда музыка была уделом избранных, появилось словечко "вундеркинд" (чудо-ребенок). В нем соединились обывательская зависть к чужому таланту и непонимание его слишком раннего проявления. Облик такого киндервуда вырисовывался соответствующий: бледное чахлое дитё, постоянно занятое гаммами или этюдами, и совершенно лишенное удовольствий, соответствующих возрасту, как-то: футбол, велосипед или казаки-разбойники.

За последние годы наша фортепианная школа выдала "на-гора" плеяду талантливых молодых музыкантов. В роли "старателей" выступили Конкурс Владимира Крайнева в Харькове и Конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица в Киеве. А главный поставщик талантов -- Специальная средняя музыкальная школа им. Н.Лысенко.

Михаил Данченко окончил школу по классу Натальи Гридневой в 1995 году, лауреат и дипломант нескольких престижных конкурсов. На последнем -- Втором Международном конкурсе им. Н.Лысенко -- стал лауреатом второй премии. Сейчас Миша -- аспирант Ганноверской высшей музыкальной школы (Германия), соло-класс знаменитого исполнителя и педагога, Владимира Крайнева.

Родители привели шестилетнего ребенка в КССМШ, мальчик попал в класс замечательного педагога Натальи Гридневой, у которой проучился 11 лет. "Родители Миши -- музыканты, поэтому не очень хотели направлять сына по этому пути, -- рассказывает Наталья Витальевна. -- Но они жили без бабушки-дедушки, мальчика некуда было деть, поэтому и решили отдать его в музшколу. Папа играл в духовом оркестре, Миша проводил время либо с папой на работе, либо с мамой. У ребенка сформировался уникальный тембральный абсолютный слух. Нельзя сказать, что он горел желанием заниматься. У Миши уникальная зрительная память: он как компьютер -- даже расписание поездов запоминает намертво. Нотный текст -- тоже, если захочет. Особых неудач у него в детстве не было. В школе он участвовал в четырех конкурсах и всегда был победителем -- он подкупал всем своим обликом, яркостью, виртуозностью. А первым в его жизни был конкурс Дягилева в Москве, ему было тогда 12 лет. Миша получил третью премию.

У него уникальный характер -- это какая-то безграничная доброта. Его соученики рассказывали: привезет с очередного конкурса премию, всем одолжит деньги, а ему их потом не возвращают. Приходится вмешиваться маме Крайнева: сам Миша долг не потребует. Его надо было совсем довести в школе, чтобы он ввязался в драку. Как можно было вывести Мишу из себя, я не знаю. А бывало, и стекла били... Иногда даже я шла у него на поводу -- позволяла ему играть то, что он хотел. Миша хватался за очень сложные произведения, но всегда преодолевал трудности, если хотел. А если ему казалось, что это просто и неинтересно, он вообще не играл. Учительница по литературе часто обижалась на него, меня вызывала и говорила, что Миша не способный, не слушает на уроках. Я протестовала: мол, как это "не способный", если он наизусть читает драму Шекспира "Тит Андроник"! На каких-то гастролях взял и выучил.

Чем Данченко отличается от других как пианист? Масштабом своих возможностей, масштабом звучания рояля. У него очень красивый звук, очень хорошие руки. Он искренен в том, что делает, всегда очень эмоционально играет. У него сильная и добрая энергетика, публика это чувствует".

Сейчас аспирант Данченко участвует в конкурсах и выступает в концертах -- в основном, за границей. Благодаря фестивалям "Владимир Крайнев приглашает", киевские меломаны тоже имеют возможность слушать его игру и отмечают, что семь лет, проведенные рядом с неповторимым педагогом и пианистом Владимиром Крайневым не прошли даром. "Крайнев все время толкает вперед, дает новые идеи, он просто неисчерпаем, -- сказал он. -- Не могу лучше объяснить, но он действительно выдающийся педагог и музыкант. Его исполнительская манера -- идеал для меня. Это очень глубокий музыкант. Главное, что он требует от учеников -- строго соблюдать то, что написал композитор, а потом уже можно привносить что-то свое. Но я стараюсь, чтобы что-то свое было обязательно.

"Вообще, среди тех ребят, которых привозит к нам Крайнев, каждый интересен своим внутренним миром, -- считает Наталья Гриднева. -- Они все -- личности. Влияние Крайнева на Мишу велико: когда находишься рядом с таким мастером, хочется достичь такого же мастерства. Миша Данченко поездил по миру, стал глубже, позрослел. Но он будет еще развиваться -- и как личность, и как артист".