1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №7 (1352) за 13.01.2003

ТАКСИСТОВ СТУКНУТ ПО ШАШЕЧКАМ

Опаздывать всегда неприятно. Бывает, выскакиваешь из дома, моля небеса ниспослать тебе свободную маршрутку или не очень жадного "грача". Но, как назло, общественный транспорт в такие моменты перегружен, автолюбители спешат по своим делам. Ты тщетно "голосуешь" минут двадцать, грезя о собственном реактивном самолете. Вдруг на горизонте появляется машина с шашечками, и ты вспоминаешь о существовании такси. Да поздно уж...

Оно тоже проносится мимо. Это только в кино герои, выбегая из дому, тут же ловят такси, которое, казалось, только этого и ждало. Хотя... Были же у нас когда-то специальные стоянки, где всегда можно было застать столь необходимое транспортное средство. А теперь что? Если посчастливится поймать, таксист загнет такую цену (какие там счетчики!), будто тебе на Марс нужно. Заказать бы такси заранее, да кто ж знал? Мы к такой роскоши не привыкли. Хорошо, если вспомним три цифры "058" -- некогда единой службы таксоизвоза. Но вмешивается "закон подлости": когда спешишь -- занято. Есть масса других фирм и фирмочек, но, увы, не у всех дома телефонные справочники. Да и цены у каждого перевозчика свои.

Стоимость проезда 1 км по городу -- от 80 коп. до 1 грн., за городом -- 1,50--1,80 грн. Минимальный заказ (до 5--7 км) -- 7--9 грн. Тариф в ночное время (с 21.00 до 6.00) у одной фирмы -- обычный, у другой -- двойной, у третьей -- наоборот, скидка 10 %. Плата за багаж зависит от его размера: один чемодан -- даром, еле умещается в багажник -- 5--10 грн. плюс 1,20 грн. по таксометру или на усмотрение водителя. Провоз животных колеблется в районе 0--10 грн. Некоторые перевозчики берут дополнительно 1 грн. за посадку. Некоторые работают без таксометров: в специальную компьютерную программу заложена карта города. Введя адреса пунктов А и Б, диспетчер вам сразу скажет, сколько это будет стоить, но расстояние в километрах не назовет. Для сравнения: 10 минут на троллейбусе -- 9 грн. на "виртуальном" такси. И еще, машину лучше заказывать предварительно (за 1-2 часа), заказ на текущее время (30 минут) придется оплачивать отдельно. Короче говоря, такси -- хорошо, если бы все не было так плохо с его организацией.

Справка "Сегодня" 15 лет назад в столице существовало 4 государственных специализированных таксомоторных парка, ежедневный выпуск на линию -- 3700 такси марки "Волга", сеть состояла из 120 стоянок. Сейчас на рынке работает 8 государственных парков (свыше 600 машин) и 43 частные фирмы (объединили вокруг своих столов заказов около 1000 легковых авто). Сеть -- 15 стоянок такси.

Навести порядок призваны "Правила предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси в г. Киеве", утвержденные на последней сессии Киеврады. Они будут введены в действие с 1 июня 2003 года. Проект документа был предложен депутатам еще в 1999 году, потом неоднократно переделывался. В конечном варианте учли, казалось, все вопросы, вплоть до мелочей (например, перевозить собак в такси можно только в наморднике и с ковриком). Хотя остается неясным, каким образом избавить город от таксистов-нелегалов, которые, как говорится, и рублем бьют, и качеством хромают.

-- Мы никого не будем притеснять, эти правила, в первую очередь, для тех, кто хочет заниматься перевозкой пассажиров профессионально, -- заявил "Сегодня" Владимир Гриненко, председатель комиссии Киеврады по вопросам транспорта и связи. -- Контролировать их будет специальная транспортная инспекция, которую мы сейчас создаем, налоговые службы, управление по делам защиты прав потребителей, ГАИ. Дальше разработаем программу развития такси в городе до 2010 года. Частник -- неуправляемый элемент: сегодня работает, завтра -- нет. Должны быть хорошо организованы государственные парки. В Москве, например, удалось сохранить старые традиции, в муниципальной собственности -- 2,5 тысячи авто. Мы же практически все потеряли.

До начала действия правил должны быть определены нормативное количество такси, их стоянок, места остановок и отстоя, "точки" в местах повышенного спроса: аэропорты, авто- и железнодорожные вокзалы, рестораны, гостиницы и т.д. Ясное дело, что все перевозчики, независимо от формы собственности, обязаны будут пройти квалификационную комиссию и заключить договор с городским управлением транспорта.

Перед тем, как сесть за руль, таксист должен пройти медосмотр. Курить, пить, жевать во время движения ему категорически запрещается. Требования к транспортному средству таковы: помимо стандартного набора разрешительных документов, в нем должно быть не менее четырех дверей и трех мест для пассажиров, объем двигателя -- от 1300 куб. см. Опознавательные знаки такси -- сигнальный фонарь с зеленым и красным светом в верхнем правом углу лобового стекла, оранжевый фонарь с "шашечками" на крыше плюс "шашечки" по бокам. Желательно (но не обязательно), чтобы автомобиль был желтого цвета.

Все это неплохо, но не постигнет ли такси участь маршруток: к частным перевозчикам, желающим и умеющим работать профессионально, город применяет метод "выкручивания рук"? Страдают от этого, как правило, пассажиры. В то же время по дорогам продолжают колесить "левые" маршрутки, приспособленные разве что для зарабатывания денег, но никак не для безопасной и комфортной перевозки людей. И потом, в самих правилах заложены изначально неприемлемые для некоторых перевозчиков условия. Например, пассажир должен рассчитываться только по электронному таксометру с получением чека. А как же быть с "виртуальным" такси? Кстати, тарифы, по словам Владимира Гриненко, устанавливает сам перевозчик. Так что, дорогие пассажиры, пожаловаться на обдираловку вы никуда не сможете, разве что уличите таксиста в подвохе.