1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №7 (1352) за 13.01.2003

"Я НЕ ЖДУ ЛЕГКОЙ ЖИЗНИ"

Экс-супруг Валерии Александр Шульгин взялся за продюсирование молодежной группы "Другие правила" во многом потому, что всего за месяц нужно было проделать работу, которая требует как минимум полгода. Когда Шульгину говорят: "Это нереально", -- можно быть уверенным, что он возьмется за дело. Но после Нового года, когда выйдет альбом, Шульгин сложит свои полномочия...

Смерть от скуки и безделья Александру не грозит: он продолжает работу с певицей Анастасией Широковой и молодежной группой "FM". А вот о бывшей жене -- ни слова -- таковы были условия интервью с Александром.

"Я ТЕПЕРЬ ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ"

-- У Вас есть свои секреты восполнения сил и желания работать?

-- Когда я много работаю, я много устаю. Когда я устаю, я много работаю. Вы знаете, это совершенно удивительно, но в начале лета я нашел любовь. И теперь знаю, что такое любовь. Или любовь меня посетила... Она во мне стала жить. Это называется внутренней гармонией: когда едешь -- и все хорошо, и ты не устаешь. И все радости воспринимаешь спокойно, потому что у тебя внутри радость. Нет такой эмоциональной радости, от которой ты можешь с коньков упасть. Все невзгоды воспринимаешь совершенно спокойно, они проходит мимо. Но это постоянное тепло внутри помогает все-все-все преодолеть, потому что любовь сильнее всего. Я внимательно перечитал "Послание Апостола Павла к римлянам", там очень много внимания уделяется любви. И совсем по-другому понял это послание: любовь покрывает все. Ты можешь горы передвигать, но если любви нет, ты никто. И вот строчка: "Желаю тебе сии три веры: надежды, веры, любви, но любовь из них больше". Я это понял. И все совершенно поменялось, по-другому пошло. Знаю, что мой ответ поймут немногие. И я бы три года назад не понял...

А что такое усталость? -- недосып. Ну, ничего. Для мужчины работать -- это нормально.

-- Вы много читаете...

-- Я отдаю предпочтение именно книгам, а не книжкам. Я не читаю -- я разговариваю. Мне интересно говорить с мудрыми людьми. Я читаю их труды и веду с ними диалог. Конфуций, апостол Павел или апостол Петр, Соломон, Сенека, Спиноза... Их тела уже нет, а мысли, душа живут. Как правило, эти книги написаны не в виде прямого литературного диалога, но ты все равно как будто сидишь и ведешь с этим человеком беседу, он тебя чему-то учит. Я считаю, что лучше к первоисточникам обращаться, а не к современному вольному пересказу.

-- Как-то Вы сказали, что у тех, кого в шоу-бизнесе называют "первыми", много времени уходит на самолюбование -- в пустоту. А Вы считаете, что "это время лучше применять практически". Но от постоянной практики все равно устают не меньше, чем от самолюбования.

-- Если такую фразу я и говорил, то это было применительно к какому-то артисту. Очень опасно быть №1, возглавлять все хит-парады -- очень много времени начинает уходить не на практическую работу. Как раз если ты №1, то работа должна быть очень серьезной. Подтверждать постоянно первое место сложнее, чем его достигнуть. Я не стремлюсь занять его на каком-то пьедестале.

Что касается №1 в моем случае, то это в области некоего первооткрывательства, что, конечно, сложнее. Первых бьют и бьют, а потом приходят люди и пожинают плоды их открытий и свершений. Хочется, чтобы мое первооткрывательство было понято правильно. Я, разумеется, не Колумб, не Эйнштейн, просто какие-то маленькие шажки в нашей профессии все равно приходится делать первым. Они достаточно рискованные, но не с точки зрения азарта, а потому, что ты первый, нет никакого опыта сравнительного.

-- Вы, наверное, как, и все творческие люди, иногда, что называется, пишете "в стол". Когда Вы делали первые шаги на этом поприще, задумывались о дальнейшей судьбе своих творений?

-- Я не называю свою работу стихами или творениями, или, не дай Бог, поэзией. Это текст песни. Поэзия... Это так должно вывариться в истории человечества, чтобы называться поэзией! Творения -- от слова "творить", я очень осторожно отношусь к этим словам. И все дальше и дальше бегу от слов "мое творчество". Творец у нас один. Я больше музыку сочиняю.

-- А Вы помните свой самый первый текст к песне?

-- Самый первый опыт написания был в классе втором. Я шел из школы, у меня в голове сложились строчки:

Получил пятерку я и иду домой.
Мама встретила меня с кудрявой головой...

-- Вы позволяли себе в школе такие вольности, как, например, играть в карты на уроке? У Вас, кстати, что по поведению было?

-- По поведению у меня было сначала очень-очень хорошо. Я и хорошистом был, и отличником. Потом -- этап переходного возраста: по поведению было то хорошо, то плохо. В карты не играл и не играю (не играю в азартные игры, в казино). Тем более -- на уроках. Но мог поспорить с учителями. Стычки какие-то были: улица на улицу и т. д. Но поведение на учебе не сказывалось. В шестом классе меня отправили на математическую Олимпиаду от нашего города, а в середине восьмого класса все изменилось: я стал комсоргом и был примером для всех, хоть и спорил с учителями. Если учитель отказывался продолжать со мной разговор, я мог уйти с урока...

"МЕНЯ НЕЛЬЗЯ ОБЕЗОРУЖИТЬ"

-- Вы сказали, что не играете в азартные игры, но при этом когда-то говорили, что шоу-бизнес -- это своего рода игра в рулетку. Не боитесь, что однажды можете проиграть все?

-- Я не боюсь ничего. Как я могу проиграть все? Что проиграть-то? Знаете: как будет, так будет. Во-первых, я не играю -- я работаю. Может, для кого-то шоу-бизнес это игра в рулетку. И если говорят, что "мы поставили все свои ожидания на эту песню" -- это термины. Ставить не надо, надо нормально подходить к этому, делать свою работу. Где-то ты чуть больше ожидал, где-то чуть меньше -- это нормально. А проиграть все... Даже если, пользуясь вашей терминологией, случится проиграть все, условно говоря, -- значит, для чего-то это нужно, для какого-то назидания. Но за этим последует что-то другое. Это будет испытание, переход к следующему этапу моей жизни. И, если так судьбой уготовлено, все это с покорностью приму.

-- Можно ли в шоу-бизе "выехать" только на везении или профессионализм все-таки обязательная составная?

-- Профессионалы везде нужны. Но любому крепкому профессионалу выпадает случай. Если человек говорит: "У меня никогда не было случая", -- значит проглядел, не увидел. А случай по милости фортуны дается всем. В шоу-бизнесе все на виду. Упс -- и ты на экране в звездах! Зритель не видит, как человек к этому шел, что за этим стоит тяжелый, кропотливый труд. И если даже выпадает какой-то счастливый билет, нужно воспользоваться этой удачей. Ты должен доказать, что достоин, и должен ежедневно правильно распоряжаться этим случаем, иначе это отнимется у тебя.

-- А через 30 лет Вы по-прежнему будете заниматься авторской деятельностью или переквалифицируетесь в философа, а может, начнете изучать экономические аспекты шоу-бизнеса?

-- Экономические аспекты шоу-бизнеса, наверное, на сегодняшний день уже изучены.
Философом? -- не знаю. Не хочу планировать. Через 30 лет! Я не знаю, что буду делать через 3 года. Я всегда, если и планирую что-то, говорю: если Господу Богу будет угодно, это будет. Но все, что будет, я постараюсь принять достойно и то, что даст Бог, постараюсь удержать -- если это будет горькая чаша -- это моя чаша.

-- Легко ли вы привыкаете ко всему новому?

-- С одной стороны, я человек моногамный и консервативный в своих устоях. Но очень жаден до новых знаний: все новое я хочу поглощать, все, что не противоречит моим внутренним принципам (но даже если и противоречит, что-то из этого нового могу воспринять). А к чему новому еще привыкаешь? К ситуациям? К помещениям? Все это суета. На многое я смотрю, хоть это и странно, как на суету.

-- Чем Вас можно обезоружить?

-- А я никогда не вооружен. Если вооружен, то -- любовью, гармонией, знаниями, опытом. Меня нельзя обезоружить ничем.

А в других людях я очень приветствую доброту и открытость. Без каких-то подтекстов, двойного дна и т. д. Есть такая пословица: "Если ты катишь на гору камень, то он на тебя же и скатится". Поэтому если у тебя какая-то двойная мысль в голове, то ты этими же сетями будешь и уловлен. Чем ты проще и прямее, тем легче общаться. А многоликость в шоу-бизе только от того, что ты "и швец, и жнец, и на дуде игрец".

-- Какая черта характера Вам больше всего помогает или мешает в жизни?

-- Эта черта и мешает, и помогает. Я долго не знал как это называется. Теперь знаю: перфекционизм. Я хочу, чтобы все было идеально, по полочкам. Я перфекционист (смеется).

-- Насколько мне известно Вы -- вегетарианец. Это было мгновенное решение или Вы, как всегда, хорошенько все обдумали?

-- Это было очень давно, почти 25 лет назад. Как я уже говорил, в восьмом классе я резко поменялся, был этап серьезного переосмысления чего-то. Я перестал есть мясо, дичь и стал абсолютно не хищным человеком, хоть и говорят, что в шоу-бизнесе только акулы. Я абсолютно не кровожадный человек. Считаю, что это правильно. Вот есть животное -- безвредное, с добрейшими глазами (корова, например). Я не представляю, как ее можно заколоть и есть!

-- Чем закончилась скандальная история с Митяевым и вдовой Визбора, связанная с судом о защите авторских прав?

-- Ну это у них надо спросить, чем закончилась. У меня истории никакой не было.
Если люди себе что-то надумали из-за нехватки внимания к авторской песне... Не знаю, не хочу следить и понимать мотивации тех или иных неблаговидных поступков человека. А что именно двигало этими людьми?.. Это не моя история.

-- Прошлый год был для вас напряженным. Что вы ждете от Нового 2003-го?

-- Что дадут, то и жду. Ничего особо не жду. Есть какие-то мелкие желания, это суета сует -- ожидать чего-то, чтобы потом обманываться в своих ожиданиях. Но не жду я легкой жизни.

P.S. Тут надобно бы вздохнуть смиренно-обреченно и уставиться в окно. Я, пожалуй, пойду на балкон ловить снежинки...