1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №9 (1354) за 15.01.2003

ЧТО НАМ СКАЖЕТ ТОВАРНАЯ ЭТИКЕТКА

На этикетках товаров, которые продаются в розничной торговле, красуются всевозможные значки и рисунки: штрихкоды, стрелочки, медали. Что они обозначают?

Самый распространенный знак -- штрихкод. Разъясняем: 13 цифр с черточками потребителю не скажут практически ничего. Это лишь идентификационный номер товара -- он нужен для быстрой считки и обработки компьютером.

Система штрихкодирования предназначена прежде всего для удобства и более эффективной работы предприятий. Своеобразный "мобильный" номер на товаре создан для усовершенствования торговой цепочки "производитель-продавец-покупатель". Штрихкоды "зародились" в США в 30-е годы, а сегодня они применяются в 99 странах. Как сообщили корреспонденту "Сегодня" в Ассоциации Товарной Нумерации Украины, наша страна присоединилась к этой системе в 1994 году, и сейчас более трех с половиной тысяч украинских предприятий пользуются ею.

Обычным гражданам штрихкоды "помогают" лишь в супермаркетах -- быстрое считывание цены товара помогает избегать длинных очередей. Кстати, многие думают, что первые цифры в штрихкоде означают страну, где произведен товар. На самом деле в нем закодирован лишь номер страны, где находится юридический адрес предприятия-изготовителя. Часто работают "давальческие" схемы -- например, польское швейное предприятие сотрудничает с немецкой фирмой. Костюмы шьются в Польше, но на штрихкоде будут стоять реквизиты Германии...

В штрихкодах содержится не только информация о торговых характеристиках товара. Магазинчики часто "прячут" в кодовой наклейке "тэги" -- радиочастотные метки, которые помогают ловить воришек на выходе из магазина (при расчете в кассе "тэг" дезактивируется).

Другая расхожая ошибка -- по поводу "Зеленой точки". Многие считают, что таким значком обозначают экологически чистые товары. В действительности значок "Der Grune Punkt" немецкие предприятия договорились ставить на упаковках, которые будут утилизироваться без применения загрязняющих окружающую среду технологий. То есть упаковки с таким значком всего лишь могут быть использованы вторично. "Зеленая точка" постепенно становится главным экологическим значком Европы -- ее официально используют уже в двенадцати странах. Украинские предприятия, ставящие на этикетках "зеленую точку", вводят людей в заблуждение, так как Украина к этой программе пока никакого отношения не имеет. На такой шаг украинские производители идут для того, чтобы привлечь как можно больше клиентов. Впрочем, предприятия не сильно грешат против истины, если ставят "зеленую точку" на, скажем, пластиковых или стеклянных бутылках, которые могут использоваться неоднократно.

В той же Германии начали использовать и значок "Ресайклинг", который означает, что упаковка произведена из переработанного сырья или может быть переработана вторично. Сейчас этим знаком пользуются предприятия не только по всей Европе, но и США. Немцы вообще держат первенство в вопросах качества и охраны окружающей среды -- в стране существует 5 экознаков! "Идеальную" экологически чистую продукцию немцы обозначают значком "Голубой ангел", который позаимствовали у эмблемы Программы ООН по защите окружающей среды. Кроме "Ангела", самыми "авторитетными" экознаками являются скандинавский "Белый лебедь" и значок японской Ассоциации по защите окружающей среды.

Свои собственные знаки качества и экологической безопасности есть почти в каждой стране, но в связи с объединением Европы, общим для стран Евросоюза стал знак качества "СЕ" и экологический "Евроцветок".

В Украине с конца 2001 года тоже действует свой национальный знак соответствия -- "трилистник". Он подтверждает, что товар отвечает параметрам по безопасности, охране здоровья и окружающей среды.

Часто на товарах украинского производства можно увидеть надписи "Отлично", "Очень хорошо". Такие "знаки отличия" выдают общественные центры потребительских экспертиз на основе проведенных сравнительных тестов. Правда, существуют подозрения, что право на победу можно купить -- ведь для организации потребительского исследования предприятия-производители вносят энную сумму.

На многих упаковках отечественных пищевых товаров стоит российский значок соответствия -- так маркируются товары, экспортируемые в Россию.