1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №11 (1356) за 17.01.2003

"МНЕ НЕКОМУ И НЕЧЕГО ДОКАЗЫВАТЬ"

В Доме кино состоялся показ двух документальных лент, автором которых является популярный тележурналист, ныне ведущий ток-шоу "Двойное доказательство", Анатолий Борсюк -- "Борислав Брондуков. Прибытие поезда" и "Ника Турбина. Последний полет".

Те, кто помнят телевизионный цикл Анатолия Борсюка "Монологи", могли заметить, что автор -- очень внимательный слушатель. Его герои сами бывают порой удивлены тому, что открывают Борсюку мысли, в которых не могут признаться даже сами себе.

Фильм о Брондукове -- еще одна боль украинского кино. Некогда веселый, юморной всенародный любимец сейчас находится в парализованном состоянии на даче под Киевом. Единственная опора в жизни больного Брундукова -- его супруга Катя... Борсюк проводит параллель между кинообразом Брондукова и гением немого кино Чарли Чаплиным. В зрительном зале то и дело слышались реплики, выражающие недовольство: "Разве можно снимать такое?! Зачем беспокоить больного человека, тем более, если он не в силах ничего возразить"?!.

-- Анатолий Давидович, вы слышали эти реплики? У некоторых людей создалось впечатление, что вы спекулируете на болезни человека...

-- Вряд ли это можно назвать спекуляцией, тем более, что съемка проводилась с разрешения супруги Брондукова, а она, если вы видели, в свою очередь спрашивала разрешение у него самого. Этот фильм создан с благотворительной целью, так как семья Брондукова нуждается в материальной помощи. Вторая лента "Ника Турбина. Последний полет" приурочена была ко дню рождения поэтессы, которая так и не дожила до своего 28-летия...

-- Смогла ли Ника, а также ее близкие осознать, что создавала она в юном возрасте?

-- Ребенок вряд ли может осмысливать происходящее, как взрослый человек, он чувствует все окружающее совершенно по-иному.

-- А что это за история с ее поступлением во ВГИК?

-- Она поступила на актерский курс к Армену Джигарханяну, но через год оттуда ушла. Внутренняя дисгармония преследовала ее.

-- Вы встречались с Никой в 1995 году. А возникло ли у вас в 2000-м ощущение, что ее жизнь оборвется именно так?

-- Конечно, эта мысль не покидала меня, и все мы (съемочная группа. -- Авт.) предположили, что все может закончиться именно так. Талант необходимо развивать в себе. Еще в юном возрасте Ника выражала свою мысль, используя обороты, которые ей, как ребенку могли быть ясны не до конца. Трудно себе представить, что она повзрослела, а мироощущение, точнее его мысленное выражение осталось на прежнем уровне, и в ее поэзии ничего не изменилось. Возможно, в последние годы она уже ничего не писала. Когда я приехал к ней в 2000-м, я не услышал чего-то нового. Она читала стихотворения, относящиеся к детскому периоду. Кстати, в фильме очень многое вырезано из моментов последнего прощания с ней. На Ваганьковском кладбище в Москве произошла очень неприятная сцена между ее матерью, бабушкой и мной. Не хотелось бы об этом говорить...

-- В своих фильмах, передачах, например в "Монологах" вы практически ничего не комментируете...

-- А что я должен комментировать? Это специфика критиков, журналистов. Если бы меня попросили объяснить, почему два таких-то кадра находятся рядом, я и здесь вряд ли мог бы ответить. Очень многое объяснению не поддается.

-- Вопрос банальный, но все же: есть ли какие-то планы, задумки создания новых лент?

-- Я не хочу сейчас этим заниматься, как бы это ни звучало. Мне некому и нечего доказывать.

-- А как же работа в "Двойном доказательстве"

-- (С улыбкой.) Но вы же понимаете, что это обыкновенное зарабатывание денег...