1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №12 (1357) за 18.01.2003

ПОЩЕДРОВАТЬ С БЕН ЛАДЕНОМ И ПОДРАТЬСЯ С ТАЙСОНОМ

Вашковцы, маленький городок на Буковине, знаменит вдвойне. Многие знают, что здесь родился великий артист Иван Миколайчук. А слышали ли вы, что этому местечку нет равных по колоритности новогоднего святочного праздника ряженых, или "переберии" (от украинского "перебиратися" -- переодеваться)?

Этот обычай еще называют "маланкуванням", в честь святых Меланьи (13 января) и Василия (14 января), или 1-го и 2-го -- по старому стилю. И в других городах и весях украинской глубинки доселе ходят по домам с песнями-щедривками, но такого карнавального "Рио-де-Жанейро" вы больше нигде не найдете: в действе участвуют и стар, и мал. "Лучше один раз увидеть!" -- решил корреспондент "Сегодня" и отправился в дорогу.

Шоу началось еще на подъезде к Вашковцам. Группа "вуйків" в масках, возглавляемая сержантом милиции под резиновой личиной Дракулы, перегородила дорогу нашему авто, требуя мзду за проезд. Особо усердствовала Верка Сердючка, пытавшаяся со словами: "Дай Вере на капрон (колготки), а то возьму натурой!", вытащить водителя из-за руля. Ситуация усугублялась тем, что из-под юбчонки у нее выглядывали волосатые мужские ноги. Десять гривен, сунутые за корсаж, послужили пропуском, и рафик двинулся туда, где в полдень первого дня Старого Нового года собираются "громадки" -- небольшие группы ряженых. Всю ночь они щедровали, не пропуская ни одного дома, в котором есть незамужняя девица, хоть ей четыре года, хоть сорок четыре, с пожеланиями "счастья, здоровья и многая литра" на будущей свадьбе. А отоспавшись, продолжили вторую часть "переберии".

Построением колонны руководит Казак, как нам объяснили -- авторитетный (не в смысле -- "авторитет") в городе парень. На нем причудливый костюм, представляющий смесь запорожского с турецким: кунтуш, шаровары, феска, украшенная павлиньими перьями. В руках арапник, которым он грозит нарушителям церемонии. Рядом с ним -- Маланка, мальчик лет 12-ти в девичьей одежке: вышитая бисером сорочка, курточка-цурканка, голова завязана белым вышитым рушником. Классический сценарий подразумевает обязательное присутствие таких персонажей, как Дед и Баба. Вот уж где простор для фантазии! Симпатичные "дедушка" и "бабушка" -- дети лет семи-восьми в самодельных масках и национальных гуцульских костюмах -- контрастируют с парнями, переодетыми в отвратительных "баб" с длинным кривым бородавчатым носом и обиженным, а то и придурковатым, выражением лица.

Шум, гам, мелодичный перезвон колокольчиков: приближаются "медведи" -- хлопцы, наряженные в костюмы из овечьих шкур, мехом наружу. Лица -- под масками в виде звериных морд. Мужички задирают зрителей, предлагая побороться. Мишки, по поверьям, символизируют злых духов, которых в конце праздника надо обязательно искупать в проруби на речушке Долишний Кут (по-русски -- "нижний угол"), дабы очистить их и себя от скверны. При сем желательно обрызгать водой как можно больше любопытных. Какой на дворе мороз, значения не имеет: потом отогреемся, благо есть чем.

А это кто, неужели Майк Тайсон? Таки да, знакомая щербатая рожа, руки в перчатках, хамовито угрожает косолапым разборками. Те благоразумно сторонятся: связываться с Тайсоном никому неохота. Холифилд, вон, как-то попробовал -- лишился уха. Жизнь не стоит на месте, и народ к классике добавляет свою фантазию. Мчится скорая помощь -- та, что, "завжди допомагає": фельдшер с полуметровым деревянным термометром, фельдшерица в мини-юбке. В руках у Айболита -- чемоданчик с лекарством, угадайте с одного раза -- каким. "Хенде хох!": группа "фашистов" берет в плен акул пера, особенно достается "Мисс погоде" телеканала "Киев" Алине Астаховой. Попытавшемуся заступиться за нее автору этих строк тут же повесили на шею табличку с надписью "Партізан" и повели расстреливать. Хорошо, что "Усамы бен Ладены" в количестве трех штук, с ковриком для намаза, при помощи которого они выпрашивают "бакшиш", подоспели -- выручили. Ответив на их заунывное мусульманское "Аллах акбар!" по-нашему: "Воїстину акбар!" и бутылкой водки, двигаемся дальше.

Но это не просто парад масок. Как нам объяснили, по сценарию обязательно должна быть телега, на которую водружен самогонный аппарат: казаки варят горилку, а шинкарка -- "справжня українка", з повною пазухою та оберемком того, что ниже талии (опять же, переодетый мужик) -- угощает всех встречных еще горячим перваком. В этот раз телегу заменили трактором, но первач от этого не стал хуже.

Надо же, палаточный городок! Вернее, "чумной" -- в смысле наличия чума и группы "чукчей", жарящих на костре селедку. Дескать, протестуем против жизни такой: есть нечего, от козы "один только череп остался" -- вон, на колу висит. А невдалеке -- "шановні депутати" в очередь к "микрохвону" выстроились. Но чем их слушать, лучше уж с товарищем Сталиным "поручкаться" и "трубку (по-местному "пипу") мира" с ним выкурить. Говорят, сопровождавший нас вашковецкий городской голова Владимир Гарас в былые годы тоже "переберийствовал", хотя сегодня он -- при параде. Может, и зря: демократия -- так демократия. Тем более, что почти полгорода -- Гарасы, и как не защедровать у далеких ли, близких ли, однако родичей!

"Переберия" заканчивается глубокой ночью. Медведи упираются, не хотят в прорубь, но куда им деваться от ледяной купели! Веселые традиции соблюдены, под взрывы петард и ракет народ расходится по домам. Наступит Крещение -- и "святки" закончатся, маски и костюмы лягут в шкаф. Но фантазия "перебериантов" безгранична, и на следующем карнавале к традиционным маскам и сценам прибавятся новые -- к вящей гордости выдумщиков и радости гостей праздника.

Автор благодарит Украинский национальный комитет Международной торговой палаты за содействие в подготовке материала.