1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №13 (1358) за 20.01.2003

НЕСКАНДАЛЬНЫЙ СОРОКИН И НЕТУСОВОЧНЫЙ ДЫХОВИЧНЫЙ С НЕПРОКАТНОЙ "КОПЕЙКОЙ"

Интерес к премьере фильма "Копейка" был предопределен, хотя бы потому, что его авторы в сегодняшнем бомонде достаточно знаковые: скандальный писатель Владимир Сорокин, элитный кинорежиссер Иван Дыховичный, легендарный оператор Вадим Юсов.

Эта картина о легендарном автомобиле, первой модели "Жигулей", ставшей символом автомобильной гордости целого поколения. Машина меняет своих хозяев -- а перед нами меняются, а вернее, "не меняются", годы и нравы. Жанр фильма -- трагифарс, а если еще точнее -- фарс на грани гротеска. Ведь все то мутное и неприглядное, что определяло тогдашнюю действительность, никуда, по сути, не исчезло. Это скорее грустно, чем смешно. Фильм, как сказал сам режиссер, "не про всех нас", потому вполне объяснимо негодование части критиков и зрителей, и даже "новых прокатчиков", пафосно заявлявших команде "Копейки", что "это издевательство над нашим прошлым", и "народ не поймет".

Почему-то нам привычнее и понятнее на сегодняшнем экране чужая жизнь, в лучшем случае -- космические монстры. Это вам не Москва 1970-х -- с пьяными дочерьми членов политбюро и лейтенантами, на которых сыплются генеральские чины; с "тяжелой жизнью" стукачей и столь изменчивой фортуной аферистов и проституток. И у лауреатов Госпремий были свои человеческие слабости, и любимый Высоцкий не только проникновенные песни пел. Объединяют эти киноновеллы популярнейшее в те времена фигурное катание и неоднократно иронично обыгрываемая фраза: "В жизни важны только две вещи: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас".

Многое Иван Дыховичный, интереснейшая личность, рассказал из своей жизни. Это именно "Про друга закадычного Ваню Дыховичного" Высоцкий написал целую шуточную поэму, отдавая дань одному из лучших актеров звездной труппы "Таганки" 70-х. Это его, женившегося на дочери члена Политбюро ЦК Дмитрия Полянского, не раз несправедливо вспоминали в связи с эмиграцией Александра Галича. Дыховичного относили к "золотой молодежи" еще и из-за отца -- известного драматурга. Но, начав самостоятельную жизнь с 16 лет, Иван был и остается человеком независимым и бескомпромиссным. Оттого ему, ученику Андрея Тарковского и Эльдара Рязанова, снявшему "Черного монаха", "Прорву", "Музыку для декабря", "Крестоносца-2", все сложнее выпускать свои фильмы. В последние годы он, как и многие другие московские кинорежиссеры, "эмигрировал" на телевидение -- сначала на РТР (был главным режиссером, автором и ведущим нескольких телепроектов), потом на НТВ (именно Дыховичный задумывал "Старые песни о главном") и ТВС (сериал "Деньги"). Он умудрился войти в конфронтацию с самим Никитой Михалковым, хотя оба из писательских семей, оба учились в Щукинском училище и вместе дружили с Александром Кайдановским. Поговаривают, что особая неприязнь проявилась после истории с выдвижением в 1992 году российских фильмов на "Оскар", когда отборочный комитет проголосовал за "Прорву" Дыховичного, а на следующее утро комитету "рекомендовали" заменить номинанта "Ургой" Михалкова.

"По сравнению с бомжем, собирающим бутылки, я, конечно, очень богатый человек, -- сказал Иван Дыховичный в одном интервью. -- Но любого бизнесмена даже средней руки мое состояние могло бы просто рассмешить. Меня это не смущает -- в самые счастливые годы жизни у меня вообще никаких денег не было". Дыховичный -- человек крайностей, он совершенно не любит тусовок, обожает горные лыжи, умеет пилотировать самолет, дельтаплан. У него чуть ли не у первого в СССР появился потрясающий спортивный "Порш", он был заядлым участником автогонок.

Но самым первым его автомобилем была та самая вожделенная "копейка", и именно на ней в 1971 году он вез на гастроли Таганки в Киев бутафорскую плаху Емельяна Пугачева. Так что и автомобиль, и первая жена, и дружбан Высоцкий, и даже упоминание о встрече с Юрием Гагариным -- все сошлось в его новом фильме. Третья жена Дыховичного, Ольга (кстати, все его жены носят это имя!), моложе мужа на 34 года. Она также сыграла в "Копейке", к тому же была режиссером монтажа фильма, а главное, как сказал Иван, вдохновляла его на эту работу.

Фильм был задуман пять лет назад и снят только сейчас, когда, казалось, уже пропала надежда, причем на негосударственные деньги. Звезд среди актеров нет. 65 персонажей сыграли всего десять человек, известных своей оригинальностью. Среди них лидер "Морального кодекса" Сергей Мазаев, художник Александр Петлюра, киновед и режиссер Олег Ковалов, актеры Юрий Цурило, Андрей Краско и Илона Столье.

Присутствовавший на киевской премьере соавтор Дыховичного по "Копейке", модный писатель Владимир Сорокин сказал, что уже не может воспринимать эту работу отстраненно. Вопреки сложившемуся, во многом благодаря СМИ, образу Сорокина-скандалиста, на которого даже прокуратура завела дело за нецензурщину в романе "Голубое сало", перед киевлянами предстал Сорокин тихий и застенчивый, большой и добродушный. Опережая вопросы о своей эпатажности, он признался: "Я не скандален по природе своей. Теряюсь, когда много людей, и пишу для себя и собственного удовольствия, а не для того, чтобы кого-то спровоцировать или вызвать скандал. Я люблю подсматривать за толпой, а не что-то ей подсказывать. Этот сценарий -- не исключение".