1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №17 (1362) за 24.01.2003

"ПРИКОЛЬНЫЙ" ФЛОТ

Из девяти судов Украинского научного центра экологии моря два уже проданы, практически за бесценок. Судьба остального флота "научников" остается неопределенной. И чиновники Минэкологии, и руководители УкрНЦЭМ в один голос твердят, что хотели бы сохранить уникальные корабли. Но почему-то их усилия похожи на неуклюжие действия лебедя, рака и щуки из известной басни. Каждая сторона по-своему видит решение проблемы, каждая отстаивает свои интересы, а теплоходы между тем уходят с молотка.

СЛАВНОЕ ПРОШЛОЕ

Украинский научный центр экологии моря существует в Одессе с 1969 года, правда, в те времена он именовался Государственным океанографическим институтом Госкомгидромета СССР. Его ученые проводили широкомасштабные исследования Мирового океана, участвовали в международных океанографических программах Всемирной метеорологической организации. Институт обладал самым крупным в бывшем Союзе научно-исследовательским флотом. Восемь из девяти входивших в его состав судов имели неограниченный район плавания, работали на трех океанографических станциях в Атлантике.

В 91-м после развала СССР институт был переименован в УкрНЦЭМ и стал подчиняться Министерству по охране окружающей среды, выполняя работы по экологическим программам Черноморско-Азовского бассейна. После подписания в Бухаресте всеми причерноморскими странами соответствующей конвенции УкрНЦЭМ стал одним из шести так называемых региональных активных центров -- в соответствии с шестью направлениями морехозяйственной деятельности государств-участников (РАЦ в Украине отвечает за мониторинг Черного моря, аналогичный центр в соседней Румынии -- за рыболовство и т. д.).

Несмотря на катаклизмы, потрясшие за годы независимости судоходные компании Украины, центру до недавнего времени удавалось сохранять и коллектив ученых (370 человек), и уникальный научно-исследовательский флот из девяти судов: "Пассат", "Севастополь-1", "Эрнст Кренкель" (совершавший рейсы в далекую Антарктиду), "Бриз", "Георгий Ушаков", "Яков Гаккель", "Владимир Паршин", "Виктор Бугаев", "Пегас".

Несмотря на это, идиллической картина не была. Присущие науке трудности с финансированием (на одних заграничных грантах не проживешь), недостаточная загруженность работой судов, необходимость институту самому зарабатывать на жизнь толкнули на то, чтобы сдавать корабли в аренду.

ПОСКУПИЛИСЬ -- ПОТЕРЯЛИ...

Первый гром грянул в 1999 году, когда Минэкологии вдруг выставило на продажу судно ледокольного класса "Виктор Бугаев". Основная причина -- оно долго стояло без работы, кроме того, закончился срок документов Регистра. Во-первых, корабль должен ходить в море, иначе он разрушается и потом требует серьезного ремонта. Во-вторых, содержание его вне эксплуатационного режима -- это затраты без компенсации. Зачем содержать невостребованное судно? К тому же, тогда у института возникла необходимость ремонта самого рентабельного и хорошо оснащенного "научника" "Эрнста Кренкеля". Все вроде бы правильно, но…

"Виктора Бугаева" продают по цене металлолома -- 150 тыс. долларов. Судно могло быть продано как рабочая плавединица флота, если бы были в порядке все судовые документы. Эту проблему можно решить в течение месяца. Но церемониться с государственным имуществом не стали, поскупились даже заплатить 45 тыс. грн. на оценочную экспертизу, хотя, по устным оценкам специалистов, корабль стоил около 450 тыс. долларов, в три раза дороже, чем его продали.

Обошлись своими "спецами" -- при Министерстве экологии и природных ресурсов была создана специальная комиссия по продаже НИСП "Виктор Бугаев". Интересно, что никто из сотрудников УкрНЦЭМа в нее не входил. В результате, судно ушло с молотка на Киевской товарной бирже за бесценок.

ЗА ДОЛГИ БИЗНЕСМЕНА РАСПЛАТИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО

Ежегодно Минэкологии выделяет для УкрНЦЭМа почти 1,8 млн. гривен на содержание флота и зарплату сотрудников института, кроме того, центр сдает свои суда во фрахт.

С 1996 года НИСП "Георгий Ушаков" находился в аренде у фирмы "Галеон", успешно его эксплуатировавшей. Правда, до поры до времени. Полтора года назад теплоход был арестован турецкими властями в порту Стамбула за долги фирмы-арендатора. Ни к УкрНЦЭМу, ни к Минэкологии Украины у турков финансовых претензий нет, судно задержали именно за долги "Галеона".

Итак, в нашем повествовании еще один персонаж -- директор фирмы-арендатора Анатолий Комаров. Позже, выступая в качестве ответчика, этот предприниматель сознался в своей неплатежеспособности, он задолжал не только турецкому портовому агенту, но и УкрНЦЭМу.

Картина получается неприглядная. Бизнесмен эксплуатировал государственный теплоход, не платил аренду, задолжал в Стамбульском порту, судно продали. Просим заметить -- не его судно за его долги!

И Центр, и Минэкологии предпринимали все, чтобы спасти от продажи судно "Георгий Ушаков". Но, прежде всего, не договорились друг с другом. К процессу подключили Министерство иностранных дел, генконсульство Украины в Стамбуле, наняли адвоката.

Сотрудники УкрНЦЭМа утверждают, что даже нашли покупателя, готового погасить долги и выкупить теплоход. Министерство экологии и природных ресурсов на продажу не согласилось -- пытались сохранить научно-исследовательское судно, надеялись выиграть процесс. Этого сделать не удалось. 22 августа 2002 года "Георгий Ушаков" по решению хозяйственного суда Стамбула был продан с аукциона за полцены -- 169 тысяч долларов.

"Мы подали в суд на фирму-арендатора, из-за которого лишились "Ушакова", -- рассказывает директор УкрНЦЭМа Валерий Михайлов, -- выиграли его, однако у ответчика, оказывается, на счету всего 27 грн. Но сам бизнесмен живет неплохо... Мало того, этот арендатор судится с турецкой стороной, которая, как он утверждает, его обманывала. Если 29 января этого года суд примет решение в его пользу, то и мы никаких денег не получим."

Не запоздала ли реакция? Куда смотрела дирекция УкрНЦЭМа, составляя договор с арендатором? Почему не учли то, что зафрахтованное судно может быть предметом залога? Как заключали договор, если даже не выяснили финансовое состояние и платежеспособность фирмы, в руки которой отдавали судно? И последнее, почему продолжали сотрудничество даже после того, как "Галеон" перестал платить за аренду?

"БРИЗ" В САМОВОЛКЕ

После инцидента с теплоходом "Георгий Ушаков" министерство запретило арендованным судам флотилии УкрНЦЭМа заходить в иностранные территориальные воды. Таким образом, "Севастополь-1" и "Пассат", которые стоят на приколе в Скадовске и находятся в тайм-чартере компании "Гесс и Ко", "Яков Гаккель" в Херсоне, арендованный компанией "Морской Орел", и "Бриз", зафрахтованный одесской фирмой "Соттранс-Турбонак", были вынуждены не покидать акваторию своих портов.

Впрочем, все эти предприятия оплачивали рейсы и с их стороны шел приток средств в УкрНЦЭМ. Теперь фрахтователи, в свою очередь, потребовали уплаты неустойки за сорванные перевозки их грузов. А фирма "Соттранс-Турбонак" вообще отправила-таки "Бриз" сначала в Болгарию, а затем и в Стамбул, где у коммерсантов были свои интересы. Скандал получился международный…

Между прочим, как выяснилось, компания-арендатор, по информации директора УкрНЦЭМ Валерия Михайлова, за два предыдущих рейса в Турцию уже имела долг перед портовым агентом в размере приблизительно 21тыс. долларов, так что "Бриз" вполне могли арестовать в Стамбуле.

В Центре не понимают, почему вдруг "Бриз" ушел в рейс на Бургаз без единого пассажира и груза. Затем такой же пустой ушел на Стамбул. Без груза и людей вернулся в Одессу, наделав еще больше долгов. Возможно, хотели повторить вариант "Ушакова"? Руководство УкрНЦЭМ утверждает, что не знали о выходе "Бриза" и все сделали, чтобы его "безболезненно" вернуть домой. Здесь считают, что только благодаря гарантии Центра, которую он дал украинской фирме, решившей финансовый вопрос "Бриза", судно вернулось в Одессу.

Нашему корреспонденту удалось встретиться с арендатором "Бриза", директором фирмы "Соттранс-Турбонак" Игорем Сотником. Он объясняет все следующим образом: "Мы долго доводили "Бриз" до рабочего состояния, вложили в него много денег, я влезал в долги. Только сделали, наконец, четыре рейса -- вышел запрет. Добросовестно стоял, ждал разрешения на выход. Долги росли. С сентября другие суда, арендованные также у института, около 20 раз совершали рейсы в Болгарию, а оттуда в Стамбул. Когда мне предложили груз, который довольно выгодно мог взять в Бургазе, то решил сходить и я. За несколько дней до выхода я письменно оповестил всех, кого следовало, что 5 декабря мы будем сниматься на Бургаз. Мне никто не препятствовал, и мы ушли. Как это и положено, с судна сообщили всем свои координаты. В Бургазе того груза, который мне обещали, не оказалось. Но дали 50 тонн топлива, потому что агент позвонил из Стамбула и сказал, что там есть и груз и пассажиры. Проблем не будет, а если и возникнут, он берет на себя их решение. И 12 декабря мы ошвартовались в Стамбуле, где нас, якобы, ждали 100 тонн груза, очень выгодного. Затем неожиданно меня ставят в известность, что груз этот будет только через неделю. А запасов мы брали мало. Решили уходить домой, хоть и "не солоно хлебавши". В пятницу, 13, моряки, как суеверные люди, решили не выходить в море. А 14-го наш агент в Стамбуле информирует, что у стамбульского капитана есть к нам претензия (а не арест!) и судно задерживается. Мы должны были решить эту проблему в течение 15 суток, иначе последовал бы арест судна. Только удовлетворили эту претензию, агент выставил свою -- за простой судна тоже нужно платить. Для решения проблемы и получения возможности вернуться домой, я обратился в турецкую фирму "Омега", где наняли адвоката. Чтобы его легализовать, им надо было дать поручение, за которым я обратился в Центр. Институт же решил "выручать судно" своим путем. Я настаивал на своем, ибо в адвоката уже были вложены наши довольно приличные деньги и хотелось, чтобы он их отработал".

В конце концов все пошло по "сценарию" института. Сотник дал долговую расписку на определенную сумму украинской компании, которая уплатила 10% от нее в Стамбуле, остальные долги "расписали" на несколько лет. И ушли из Турции. 28 декабря были уже у берегов Одессы. Теперь УкрНЦЭМ намерен досрочно расторгнуть с Сотником договор, но арендатор требует вернуть все вложенные в судно деньги. Он подал иск в хозяйственный суд на 1 млн 400 тысяч гривен.

Теперь, пока идут разбирательства вокруг самовольного выхода "Бриза" в море, он снова на приколе. Как минимум 5 человек несут вахту, обеспечивая жизнедеятельность судна. Арендатор ждет либо отмены запрета на выход в море, либо решения хозяйственного суда в его пользу, тогда договор будет расторгнут, а он вернет вложенные в "Бриз" деньги и погасит долги. Генпрокуратура Украины возбудила уголовное дело по ст. 364, ч.1 УК -- "злоупотребление служебным положением" -- в отношении сотрудников Одесского морского порта, Украинского научного центра экологии моря и компании "Соттранс-Турбонак".

ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ

Летом 2002 года вышел приказ Министерства экологии и природных ресурсов о реорганизации Украинского научного центра экологии моря. Как рассказал первый заместитель госсекретаря С.Лизун, курировавший выполнение этого приказа, предполагалось, что УкрНЦЭМ, как юридическое лицо, будет ликвидирован, а на его базе создано два предприятия -- Центр морских исследований и "Экофлот". В первое войдет институт, все научные программы и три судна, во второе -- остальная флотилия. Таким образом, автоматически прекратили бы действовать все договоры об аренде судов, заключенные УкрНЦЭМом. Можно начинать жизнь с чистого листа.

По словам начальника департамента регулирования, использования и восстановления природных ресурсов Я.Мовчана, была и другая задача -- активизировать научную работу, заставить ученых самим зарабатывать деньги. Несмотря на то, что министерство помогает УкрНЦЭМу и способствует тому, чтобы центр получал гранты и участвовал в международных программах, киевские чиновники не удовлетворены тем, как работает институт. Министерская комиссия, побывавшая летом в Одессе, отмечала запущенное состояние дорогостоящей аппаратуры и здания института.

На вопрос, что же собирались делать с "Экофлотом", вразумительного ответа в министерстве получить не удалось. Только "в целом" -- корабли будут зарабатывать деньги для государства, а не для предпринимателей. Не исключали и вариант их продажи, но по реальным ценам.

Коллектив УкрНЦЭМа обратился с письмом к Президенту Украины Леониду Кучме с просьбой взять под защиту крупнейший на юге страны научно-исследовательский центр по изучению моря. 15 сентября 2002 года Президент распорядился прекратить деятельность по ликвидации предприятия. Генпрокуратура опротестовала приказ Минэкологии и природных ресурсов о ликвидации УкрНЦЭМ. Вновь назначенный министр Василий Шевчук отменил распоряжение своего предшественника.

Судьба уникального флота Украины по-прежнему не решена. Чем он будет заниматься? "Сдаваться" во фрахт? Пока чиновники решают, что делать, корабли ржавеют на приколе.