1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №19 (1364) за 27.01.2003

"МЫ КОНТАКТИРОВАЛИ С КГБ НЕ ПОТОМУ, ЧТО ХОТЕЛИ -- ЭТОГО ТРЕБОВАЛА СИСТЕМА",

Хотя интервью запланировано на 11 утра, полчаса стою в очереди посетителей, пришедших к Святейшему. Привилегий нет ни для кого -- ни для епископов, ни для священников, ни для журналистов. Наконец, попадаю в зал. Глава церкви, по обыкновению, одет скромно: темно-вишневый подрясник, серебряная панагия на груди... Мелькнула мысль: Сталин тоже не любил роскошь. Но с первыми словами Патриарха Филарета аналогии развеиваются. Если у него что-то и есть от вождя, то это -- сила воли, ясность ума и врожденные качества пастыря.

"ПОМЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В УКРАИНЕ УЖЕ ЕСТЬ"

-- Какой-то предсказатель утверждал, что в 2003 году в Украине будет создана Поместная православная церковь. Святейший, вы говорите, что она уже существует и вы ее глава. Насколько это согласовано с мнением других православных церквей?

-- Действительно, в Украине существует Поместная православная церковь. Это -- УПЦ Киевского патриархата. Почему она Поместная? Потому что она автокефальная и независимая от Москвы и других православных церквей... Было время, когда мы пытались объединить все украинское православие в единую Поместную православную церковь. Но потом увидели, что Московская патриархия не только препятствует этому процессу, но и поставила за цель не допустить такого воссоединения. Поэтому мы заявили, что Киевский патриархат и есть Поместная православная церковь. К нам теперь могут присоединяться те парафии и епархии, которые хотят быть в составе Украинской церкви, а не другого государства -- России.

-- Есть желающие?

-- Процесс идет. Постепенно, но идет. На сегодняшний день Киевский патриархат является самой мощной церковью в Украине по поддержке православного населения страны. Это не наши выводы, а результаты различных социологических исследований, которые говорят, что УПЦ-КП поддерживают 10 миллионов человек, УПЦ-МП -- всего пять. У нас 29 епархий на территории всей Украины, 32 епископа, 6 духовных семинарий, 2 академии, богословский факультет при Черновицком университете, мужские и женские монастыри. Наша церковь имеет все основания считаться Поместной.

Единственное, чего нам не хватает -- это признания другими православными церквами. Но в церковной истории процесс признания достаточно длительный. И каждая поместная православная церковь проходила его очень долго: от 20 до 140 лет! Кстати, длительней всего не признавали Русскую православную церковь... Поэтому я уверен, что рано или поздно Украинскую Поместную церковь также признают.

-- Значит, это мифы, когда ваши оппоненты говорят: все обряды -- причастие, крещение, венчание, -- которые производят священники УПЦ Киевского патриархата "неканоничны", "не принимаются Богом"?

-- Геббельс когда-то сказал: "Если часто повторять неправду, то наступит момент, когда в нее поверят". Подобными методами пользуются и наши оппоненты, рассказывая байки про "каноничность" и "неканоничность". Если углубиться в вопрос, то причиной раскола православной церкви в Украине была именно Московская патриархия. В 1992 году ее представители собрались в Харькове на незаконный, с точки зрения церковных канонов(!) и устава УПЦ, собор, и положили начало разделения православия в государстве. Если бы собор не состоялся, то на сегодняшний день у нас была бы единая Поместная православная церковь, признанная всеми.

-- Как вы думаете, нам нужно на уровне Конституции признать православие государственной или традиционной религией?

-- Законодательство должно обеспечивать свободу совести. Но оно должно учитывать также конкретную роль и значение той или иной конфессии в государстве. В истории нашей страны наибольшую роль сыграла православная церковь. Именно эта вера дала толчок к развитию нашей культуры, повлияла на ход истории. Поэтому, если законодательство будет разрушать православие, то оно автоматически будет разрушать культуру и основы самого государства.

-- Что мешает эти положения узаконить? В Верховной Раде ведь создана депутатская группа "За единую Украинскую Поместную православную церковь", куда входят более 230 парламентариев...

-- Я не хочу обидеть наших депутатов, но не все они понимают значение церкви для государственного строительства. Очень часто они к этому вопросу подходят так: духовная жизнь имеет второстепенно значение по сравнению со светской. Они забывают, что источник всего -- Бог.

"Я РАСПОРЯДИЛСЯ, ЧТОБЫ МОЮ РЕЗИДЕНЦИЮ ОХРАНЯЛИ УНСОВЦЫ"

-- Почему церковь не смогла стать Поместной в первые годы независимости, когда это сделать было проще всего? Тем более, вас, на сколько можно судить, поддерживал президент Леонид Кравчук.

-- Повторяю. Потому что Харьковский собор разделил наше православие и помешал признанию украинской автокефалии.

-- Тогда почему именно Московский патриархат успел "захватить" Киево-Печерскую, Почаевскую лавры, многие кафедральные соборы, другие украинские святыни?

-- Хотя Кравчук тогда провозгласил тезис: "Независимому государству -- независимую церковь", в Украине существовали политические силы, которые тяготели к Москве. Они посодействовали, чтобы Киево-Печерская лавра и многие другие храмы осталась в ее руках.

-- Вы могли бы назвать те силы?

-- По ряду причин я не хотел бы этого делать...

-- В 1992 году отряды УНА-УНСО захватили Киево-Печерскую лавру с намерением вернуть ее Киевскому патриархату. Унсовцы ждали вашего приезда. Но вы так и не появились в монастыре. Почему?

-- Унсовцы охраняли 49-й корпус лавры по моему распоряжению. Там находилась моя резиденция как священноархимандрита Киево-Печерской лавры. Но кто-то послал ОМОН и унсовцев выгнали с территории монастыря. Таким образом корпус и лавра остались в подчинении монахов Московского патриархата.

-- Недавно вы заявили, что из Киево-Печерской лавры в Россию вывозятся мощи святых. У вас есть какие-то доказательства этого?

-- Мы сами впервые узнали об этом из российских СМИ. Они сообщили, что духовенство Киево-Печерской лавры передало 17 мощей святых угодников в Ростов-на-Дону для собора святого Дмитрия Ростовского, который там строится... Я обратился с письмом к Президенту, премьер-министру и председателю Верховной Рады с просьбой принять соответствующие меры. Ведь, по сути, из страны вывозятся национальные ценности... Руководство лавры говорит, что они передали не мощи, а только их частички...

-- Откровенно говоря, трудно представить технологический процесс, как эти частички отделяются от святого, но все же тела...

-- Я тоже не знаю, как это происходит... В свое время с Ближнего Востока мощи святых вывозились в Москву. Их размещали в Кремле, в Троице-Сергиевой лавре. Там, например, хранится рука первомученика архидиакона Стефана. Поэтому, когда говорят о частичке мощей, то она может быть различной: совсем крошечной или размером с руку. Но какого бы размера они не были, никто не имеет права самовольно распоряжаться украинскими святынями.

"НА ТО, ЧТО Я НЕ СТАЛ ПАТРИАРХОМ РОССИИ, МОГЛА ПОВЛИЯТЬ МОЯ УКРАИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ"

-- Если вернуться к событиям давно минувших дней: кто или что вам помешало стать патриархом Русской православной церкви. Ведь вы были патриаршим местоблюстителем при Пимене и должны были занять его место?

-- На то не было воли Божьей... Но если говорить "земным" языком, то все предыдущие местоблюстители ставали Патриархами: и Сергий в 1943 году, и Алексий, и Пимен... Когда же я им стал, то одна влиятельная российская газета в то время написала, что не обязательно местоблюститель должен избираться патриархом. Тогда мало кто обратил внимание на эту публикацию. Можно сделать вывод, что какие-то политические силы готовили другого кандидата. После избрания Алексия патриархом мне передавали такие детали: еще до его интронизации появились иконки, на которых было написано "По благословению патриарха Алексия". Следовательно, он уже заранее в каких-то кругах был избран патриархом и просто исполнял волю этих тайных сил.

-- Ходили слухи, что вас недолюбливала Раиса Максимовна Горбачева...

-- Думаю, патриарший вопрос не от нее зависел.

-- По другой версии, вы не стали патриархом из-за своей украинской национальности...

-- Это также могло повлиять на выбор. Всех подробностей закулисной игры я не знаю.

-- Ваш бывший однокурсник по семинарии и академии, кандидат богословия, а ныне атеист и профессор Евграф Дулуман вспоминает, что вы постриглись в монахи под "влиянием внешних обстоятельств". Сами вы хотели стать приходским священником и уехать служить на родину в Донбасс. Это правда?

-- Не совсем так. Путь "черного" духовенства я выбрал не случайно. Мы жили в годы государственного атеизма и мне было известно о репрессиях 30-х годов, когда служителей церкви арестовывали, а их семьи оставались в гонениях. Поэтому, когда решил стать священником, был готов к любым неожиданностям, вплоть до ареста и отправки в Сибирь. Не хотел, если мне придется испить эту чашу, чтобы еще кто-то пострадал вместе со мной.

-- Дулуман пишет, что на вас хотели открыть криминальное дело...

-- Я не знаю, может, и хотели. Скажу только одно: меня долго не допускали к епископству. Видимо, опасались моей активности и преданности церкви...

"В СССР ЕПИСКОПЫ НАЗНАЧАЛИСЬ С РАЗРЕШЕНИЯ КГБ. ВСЕ ДО ЕДИНОГО"

-- В начале 90-х священник Глеб Якунин обнародовал документы из архивов КГБ СССР о связях церкви со спецслужбами. В них упоминались и вы. Что из рассказанного правда, а что нет?

-- Правда в том, что в то время все архиереи ставились с согласия спецслужб. Контроль КГБ за церковью был фактически таким же, как за военными секретами. Поэтому без согласия Комитета госбезопасности епископы не назначались. Все епископы до единого, я подчеркиваю -- до единого! -- имели контакты со спецслужбами. И не потому, что архиереи хотели, а потому что сама система этого требовала. Поэтому, если кто-то скажет, что он контактов не имел, то это неправда... Сами связи по себе еще ничего не означают. Можно иметь контакты и сохранять чистую совесть. Такими были условия существования церкви в тоталитарной системе. Не хотел идти на контакт -- иди в Сибирь. Если не в Сибирь, то вообще могли отстранить от священничества и не дать регистрацию на пастырскую деятельность.

-- А среди церковников были штатные сотрудники КГБ?

-- Были. Но я не хотел бы их называть.

-- Сегодня в православной церкви остались епископы, служившие в КГБ?

-- В украинском епископате таких нет.

-- Святейший, длительный период вы представляли РПЦ за рубежом: являлись и.о. патриаршего экзарха в Средней Европе, епископом Венским и Австрийским, вице-президентом Всемирного Совета мира, президентом Всемирной конференции "Религия и мир". Такой церковной карьере поспособствовало КГБ?

-- Я принимал активное участие в миротворческой и экуменической деятельности. Но выступал сугубо как представитель церкви. Естественно, наша деятельность контролировалась советскими спецслужбами.

-- Деньги чемоданами какой-нибудь зарубежной Компартии не передавали?

-- Нет. Церковь использовалась только как миротворческая сила. Не стоит забывать, что это было время "холодной войны" и реальной ядерной угрозы, время противостояния между СССР и США. Но одна и другая сторона искала любые пути для сохранения мира. На помощь пришла церковь. Все проблемы обсуждались на всемирных христианских конференциях и религиозных "круглых столах". Естественно, мы отстаивали интересы своего народа и государства -- Советского Союза. Ничего плохого я в этом не вижу. В том, что тогда не началась третья мировая война, есть и наша заслуга.

-- Сегодня СБУ пытается контролировать церковь?

-- Спецслужбы любого государства это делали, делают и будут делать.

-- Между патриархом РПЦ и российским президентом Владимиром Путиным сложились довольно доверительные отношения. Вы не думаете, что это результат того, что оба примерно в одно время служили в Ленинграде?

-- Нет. Здесь нет такой связи. Это нормальное явление, когда церковь и власть находятся в дружественных отношениях. Другое дело, как этими связями пользоваться: если таким образом церковь хочет обогатиться и превратиться в земной институт, -- это плохо.

"СЛУЖБА НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ -- НЕ РЕФОРМАТОРСТВО, А ПРИНЦИП"

-- Святейший, вас иногда называют реформатором в церкви...

-- Я не считаю себя таковым. Духовность и мораль вечны, могут меняться только внешние условия.

-- И нет разницы на каком языке молиться Богу?

-- Нет. Было время, когда служба велась на церковнославянском языке. Но он стал непонятен большинству верующих. Поэтому нужно служить на украинском языке. Реформаторство это? Нет. Это принцип, что богослужение должно вестись на понятном языке. Славянский язык когда-то также не признавали за богослужебный: Кирилл и Мефодий долго терпели гонения со стороны латинян.