1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №20 (1365) за 28.01.2003

ТОПИТЬ ЗЕМСНАРЯДЫ И ПРИКОВЫВАТЬ СЕБЯ К ЭКСКАВАТОРАМ

Удивительно, но факт -- Украина, по территории которой на протяжении 170 километров протекает Дунай, впадающий в Черное море, своего судоходного выхода из этой реки в море не имеет. Корабли Украинского Дунайского пароходства вынуждены пользоваться услугами Румынии (которая владеет Сулинским рукавом), "отстегивая" 2600 долларов за проход по нему одного судна. Эксплуатируется эта искусственная судоходная трасса длиной 74 километра почти 150 лет, с 1857 года. Много наших денежек "утекло" в румынский рукав... А свой прокопать слабо? Сегодня уже нет. Только никак не решат, где копать: то ли деньги сэкономить, то ли пеликанов пожалеть?

СОЗДАТЬ ЗАПОВЕДНИК БЫЛО НЕПРОСТО

Проблема выхода из Дуная в Черное море не нова. Она была головной болью царской России, Советского Союза, а теперь и Украины. Дунайская проблема, извините за каламбур, в самом Дунае -- ежегодно река выносит в море от 45 до 65 миллионов тонн грунта. Это примерно 30 больших железнодорожных составов в день. Принесенный с верховьев Дуная грунт в нижнем течении, а это как раз территория нашей страны, формирует отмели, так называемые бары, которые становятся серьезным препятствием для судоходства. И получается, что река сама себя закупоривает этими барами. На них, конечно, приволье всякой живности.

Низовья Дуная -- это многочисленные протоки, островки, отмели, камышовые заросли. Здесь живут огромнейшие колонии водоплавающих птиц, среди которых и занесенные в Международную Красную книгу пеликаны. На огромнейшей территории раскинулся международный Дунайский биосферный заповедник, который с 1999 года решением ЮНЕСКО наконец-то включен в международную сеть резерватов этой организации. "Наконец-то", потому что добиться этого было нашей стране непросто. Таких заповедников в мире -- по пальцам перечесть. В Украине управление биосферным заповедником возложено на Национальную академию наук.

Но каково кораблям? До настоящего времени человеческая мысль предложила один-единственный вариант -- прокладывать в отмелях глубоководные каналы, через которые суда будут выходить в открытое море. Такой канал -- Сулинский -- и был создан Румынией. Своенравный характер реки заставляет земснаряды работать все годы его существования. Они каждый день (!) выбирают грунт со дна, поддерживая в канале необходимую глубину 7,3 метра.

В ПРОРВУ УГРОХАЛИ ПРОРВУ ДЕНЕГ

В советское время, когда интенсивность судоходства на Дунае была максимальной, решили все-таки добиться "речной независимости" от Румынии. В 1957 году в гирле Прорва был создан прорез, через который суда типа "река--море" пошли в Очаковский и Килийский рукава, то есть получили выход в верховья Дуная и Черное море.

Кто и когда назвал Прорву так, история умалчивает, но свое название она оправдывает. Приобретение независимости оказалось пирровой победой. Если в первые годы эксплуатации Прорвы приходилось вынимать, углубляя гирло, по 150--200 тысяч кубометров грунта, то через десять лет -- уже 3--5 миллионов тонн. А это 7--8 миллионов долларов. К тому же Прорва не решила проблему крупнотоннажных судов, следующих в Ренийский порт, -- глубина канала 4,5 метра не обеспечивала их проход. Так что советским кораблям все равно приходилось пользоваться румынскими услугами. Ну а в 1997 году Прорва приказала долго жить -- этих самых 8 миллионов долларов на ее содержание в государственной казне просто не нашлось.

Естественно, такая ситуация, при которой сотни крупнотоннажных судов трех портов -- Измаила, Рени, Усть-Дунайска -- оказались в пробке, не имея прямого выхода в море и в верховья Дуная, Украину не устраивала. Начались поиски. К ним подключилось Министерство транспорта, по заказу которого госпредприятие "Дельта--лоцман" разработало проект "Рукав Быстрый". Он предусматривает, что глубоководный судовой ход проляжет через Новостамбульское (Быстрое) гирло. Предполагается, что он должен стать альтернативой Сулинскому рукаву. Чтобы рукав Быстрый начал эффективно работать, считается необходимым возвести береговые укрепления, направляющую дамбу, полузапруды. Сметная стоимость проекта 140 миллионов гривен.

Можно было бы и согласиться с таким вариантом, но... Рукав Быстрый будет формироваться в центре того самого международного биосферного заповедника, статуса которого долго добивалась наша страна. Оставим в стороне споры "на кухне" типа "кому нужны ваши цапли и пеликаны, им корабли не помеха". Вот компетентное мнение из письма директора программы "Дунай--Карпаты" Всемирного фонда охраны природы Ф. Веллера на имя генерального директора ЮНЕСКО К. Мацауры: "Прокладка судоходного канала через русло Быстрое может нанести значительный вред природным ресурсам дельты, в том числе ценному биосферному заповеднику, признанному ЮНЕСКО. Новый канал будет влиять на водный режим, в результате чего погибнут наиболее ценные биотипы рыб, насекомых и птиц. Новый транспортный путь планируется провести непосредственно через зону строгой охраны (так называемое ядро Дунайского биосферного резервата ЮНЕСКО) -- самую ценную часть дельты Дуная, жизненно необходимую для миграции водоплавающих птиц".

ДАЙТЕ ХОДУ ПАРОХОДУ

Украинское Дунайское пароходство сегодня оказалось в тяжелейшей экономической ситуации -- сказываются последствия войны в Югославии. Из-за того, что в югославской части Дуная разрушенные мосты до сих пор не восстановлены, пароходство крутится на небольшом речном участке, теряя грузопотоки. И можно понять Петра Суворова, президента ОАО "Украинское Дунайское пароходство", который говорит, что из-за проблемы Дунайского биосферного заповедника страдает экономика региона. "Специалисты "Дельта--лоцман" в своих разработках опираются на научную обоснованность и последовательную аргументацию, к их мнению следует прислушаться", -- считает он. Его слова совпадают с мнением Сергея Гриневецкого, председателя Одесской облгосадминистрации. Он уверен, что "канал через Быстрое необходим для решения назревших социальных, экономических и геополитических проблем Придунавья, где на 700 тысяч населения наивысшая его плотность, где норма земельных наделов при распаевании всего 2,5 гектара (по области -- 5), где самый высокий уровень безработицы (6% при среднем показателе в области 1,3--1,6 %).

А президент Национальной Академии наук Украины Борис Патон уверен, что Украина может оказаться в центре экологического скандала, если замахнется на заповедник. Он великолепно знает проблему выхода из Дуная в Черное море. Ученый считает, что Министерство транспорта представило на рассмотрение узковедомственный вариант проекта строительства глубоководного судоходного пути Дунай -- Черное море.

Почему, собственно, спрашивают специалисты, решение проблемы обязательно должно быть связано с рукавом Быстрым? У этого варианта, как говорил академик Борис Патон, множество минусов. Во-первых, при его осуществлении можно поставить жирную точку на существовании порта Усть-Дунайск. Во-вторых, абсолютно не решается вопрос защиты города Вилково от весенних и осенних паводков. В-третьих, "зависает" проблема возрождения Стенцовских плавней, которые уже в критическом состоянии из-за высыхания и эрозии. В-четвертых, судоходство по заповеднику возможно будет только в светлое время суток. И самое главное: абсолютно нет возможности строить затоны и устьевой порт -- попросту нет для этого суши. Суда должны будут стоять на рейде в ожидании очереди на проход по каналу.

МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ?

Есть другой, альтернативный вариант решения проблемы судоходства в нижней части Дуная. Его автор -- директор производственно-коммерческой фирмы "Проектгидрострой" Вилемир Зизак. Как ни странно, ответ на вопрос, вокруг которого кипят нешуточные страсти, был найден в разработках одесского инженера Петра Чеховича, который еще в 1902 году детально исследовал Дунай от Килии до впадения в море и предложил проект шлюзованного канала из Соломонова (Степного) рукава в Жебриянскую бухту Черного моря.

Этот вариант предусматривает, что канал должен пройти выше города Вилково. Трасса канала проляжет в так называемой буферной зоне Дунайского биосферного заповедника, вне активно и быстро меняющейся части дельты. Шлюзы, которыми будет регулироваться водосток, устранят угрозу создания баровых препятствий. Протяженность канала -- 9 километров. Многие полагают, что он сможет конкурировать с Сулинским каналом, обеспечивая прохождение 12500 судов в год и более, в том числе и крупнотоннажных, причем круглосуточно. Будет создано 2000 рабочих мест. Решится наконец-то судьба порта Усть-Дунайск, который смогут перенести на материковую часть. Строительство канала на стабильном участке реки, песчаных почвах обеспечит его долговечность, возможность подведения к нему коммуникаций, железнодорожных и автомобильных путей. Больше того, впервые за 200 лет начнет решаться судьба украинской Венеции -- Вилково. Паводковые воды будут сбрасывать в Жебриянскую бухту, а после отсыпки выработок у города появятся новые земли под свалку и кладбище.

Противники этого варианта проекта как основной аргумент приводят его стоимость -- около 60 миллионов долларов.

-- Действительно, стоимость нашего проекта, а он поддерживается Национальной академией наук Украины, приближается к 60 миллионам долларов, -- соглашается Вилемир Зизак. -- Но в Сулинский канал Румыния вложила 2,5 миллиарда долларов. И продолжает вкладывать средства. Расчетный срок окупаемости нашего проекта -- 4--5 лет. А это значит, что в конкурентной борьбе с Румынией Украина выйдет победителем. Срок строительства -- 5 лет. И уже есть отечественные инвесторы, готовые вложить эти деньги в строительство Соломонова рукава.

Самое же привлекательное в их проекте, как утверждают одесские изыскатели, пожалуй, то, что он не подпадает под действие Белградской международной конвенции о режиме судоходства на Дунае. А это позволит устанавливать режим согласно законодательству Украины. Тарифы можно будет снижать, они станут привлекательными для судовладельцев.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Природозащитники Одесской области очень болезненно восприняли "посягательства" на заповедник, пристально следят за развитием "рукавной" проблемы. Более того, готовятся к актам гражданского неповиновения, которые начнутся, если будет утвержден проект строительства глубоководного канала через международный Дунайский биосферный заповедник. Их лидер Владимир Сесин заявил, что активисты природозащитного движения пойдут на крайние меры: будут уничтожать строительную технику, топить земснаряды, приковывать себя наручниками к экскаваторам, чтобы привлечь внимание мировой общественности к "экологическому геноциду" в дельте Дуная. Хочется верить, что до этого дело не дойдет, и вопрос решится цивилизованным путем.

А мне вспоминается, как на одном консилиуме румынка по поводу какой-то акции на Дунае вполне серьезно сказала: "Нельзя, Дунай обидится". Чем еще раз подтвердила то, что румыны воспринимают эту реку как живой организм и стараются не только исключить ее "физическую" боль, но и "моральный ущерб". Возможно, нам тоже не мешает "кожей почувствовать" живой Дунай.