1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №20 (1365) за 28.01.2003

ПЕНСИОННАЯ РУЛЕТКА: ПОВЕЗЕТ НЕ ВСЕМ

Невеселая перспектива ждет тех, кому приспеет время выходить на пенсию через 10--20 лет. Держава обещает содержание в пределах всего 30% от зарплаты. А тем, кто не пожелает переквалифицироваться в собирателей бутылок, предлагается испытать счастье на инвестиционном "поле чудес", став участником негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Вокруг последних разгорается острая полемика: как обезопасить накопления, которые люди доверят им на 10, 20, а то и 30 лет?

Иллюзии насчет того, что Украину с обретением независимости завалят иностранными инвестициями, окончательно развеялись. Вместо ожидаемых $40 млрд., вложения извне составили около $5 млрд., что по мировым меркам -- мизер. Капиталы по известным причинам обходят Украину стороной и оседают либо в странах Центральной Европы, либо "во глубине российских руд", либо достаются растущему, как на дрожжах, Китаю, который только за прошлый год поглотил инвестиций на $50 млрд.!

МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО

Так что последняя надежда -- на наши с вами денежки. А их, по прикидкам экспертов, в домашних "банках" законсервировано от $10 до $20 млрд. Лежащие без дела деньги, даже СКВ, обесцениваются, вместо того, чтобы "работать" на своих собственников и страну. В общем, непорядок. Сюда же можно приплюсовать теневые миллиарды, тщетно ждущие обещанной амнистии. "Если не предложить этим деньгам работу в легальном секторе, они уйдут за рубеж или в новые МММ", -- переживают банкиры, страховщики и отцы фондового рынка. Но вкладчик нынче пошел осторожный, наученный горьким опытом общения с трастами и "кидаловом" в "бывшем банке бывшей страны". И законодателям придется серьезно попотеть, чтобы он еще раз согласился рискнуть "кровными" и испробовать себя в новом качестве инвестора родной экономики.

Конечно, заманчиво привлечь в оборот народные заначки. Экономика получит спасительные финансовые инъекции; банки, инвестфонды и страховые компании -- "живые", неинфляционные деньги; вкладчики -- спокойствие за свои накопления, гарантирующие безбедную старость. Многие государства действительно поднялись на пенсионных деньгах, а частные ПФ являются там самыми солидными инвесторами, заправляя финансовыми ресурсами, сопоставимыми с бюджетом всей страны. К примеру, втрое меньшая по населению Чили через пенсионные фонды за относительно короткое время саккумулировала $32 млрд., пенсии выросли до 70--80% от зарплаты (в среднем $500). Польша за каких-нибудь пару лет добровольно-принудительно загнала в систему НПФ все работающее население и удивляется, что Украина все еще тянет с этим вопросом.

СКАЗКА ПРО ОБОГАЩЕНИЕ

Однако одним росчерком пера эту махину не запустить. "Зажиточность" основной части населения известна: 80% украинцев балансируют на грани бедности и откладывать из текущих доходов не смогут. Поэтому у нас наиболее вероятен сценарий создания корпоративных (при крупных предприятиях) или "профессиональных" НПФ. Их задача -- путем грамотного вложения активов не только сохранить, но и приумножить деньги участников фонда, чтобы в будущем они могли получать солидные пенсии, в зависимости от результатов труда -- как на Западе.

Но будущий закон Украины "О негосударственном пенсионном страховании..." уже снискал славу одного из самых непроходных. После повторного второго чтения он залег под сукно на целый год с диагнозом "недостатки методического и концептуального характера" и "противоречия с действующим законодательством". Однако, судя по активному лоббированию, новый состав парламента не даст ему прозябать в долгом ящике. Переработанный вариант закона недавно с лету прошел первое чтение и, похоже, скоро нам придется осваивать премудрости так называемого "института совместного инвестирования" (ИСИ).

Однако на состоявшемся недавно обсуждении в профильном Комитете ВР законопроект получил эпитеты от "сырой" до "мертвый", а аналитики "Укрконсалтинга" предупреждают, что он отнюдь не исключает возможности перерождения ПФ в подобие трастов и "пирамид". Но главное -- все оппоненты требуют защиты потенциальных вкладчиков ПФ.

Здесь сразу нужно оговориться, что абсолютно прозрачных гарантий (по образцу Фонда гарантирования банковских вкладов) в инвестиционном бизнесе быть не может. Поэтому, как пояснила эксперт Института по вопросам развития фондового рынка Анна Нечай, защита организуется иными методами, с учетом мирового опыта. А именно, круговым взаимным контролем и отчетностью всех звеньев управления, причастных к операциям с пенсионными активами (а таковых может быть до семи (!). Проще говоря, банк надзирает за управляющим, тот всегда может затребовать информацию от банка, за последним, в свою очередь, следит соответствующая госслужба, да и сам инвестор в любой момент должен иметь возможность проверить, каков на его счету "навар". И ежели обнаружит отрицательный результат, тут же подаст на "развод".

Не правда ли, невольно напрашивается аналогия с народной мудростью "У семи нянек...". Но разработчики уверяют, что именно диверсификация управления пенсионными активами и есть лучшая защита -- мол, это подтверждено мировым опытом. А в "монархичном" правлении как раз и кроется возможность построения новых "пирамид".

Стоп, а ежели, невзирая на круговую поруку -- пардон, круговой контроль -- фонд таки обанкротится? Некоторые оппоненты указывали, что на этот случай в законе даже не прописано, кто становится его правопреемником, а значит, и денежки взимать будет не с кого... Да и неоткуда, ибо уставной капитал у него, как правило, мизерный. Того же мнения придерживается и глава Ассоциации пенсионных фондов Вячеслав Копейкин.

Кроме того, представители ныне действующих НПФ обращают внимание, что нормы, заложенные в законе, не позволят обеспечить нормальной доходности. (А зачем тогда, простите, весь сыр-бор? -- Авт.) Кроме того, в документе практически не учтены "шкурные" интересы работодателя. А без конкретных льгот и гарантий его, благодетеля, в пенсионное меценатство никаким кнутом не загонишь. Зачем ему головная боль в виде финансирования "приданого" для корпоративного ПФ: а это, как минимум, уставный капитал, зарплата управленцев, плюс оплата "услуг" контролирующих органов. Куда проще открыть для наиболее ценных кадров банковские пенсионные депозиты.

Представим, что правила игры отлажены, пора действовать. Каждый мало-мальски любознательный вкладчик наверняка задумается: а что, собственно, господа, будем инвестировать? Нашу запредельно энергоемкую промышленность или доведенное до абсурда село? Увольте. Покупать гособлигации, помогая раскручиванию долговой пирамиды? Уже проходили. "Голубых фишек" (беспроигрышных ценных бумаг), типа российского "Газпрома", у нас практически нет, а вкладывать в иностранные компании -- низ-зя.

Кстати, как показывает опыт России, которая в пенсионных реформах продвинулась куда дальше нашего, даже в самых крупных корпоративных НПФ, созданных при монополистах типа РАО ЕС и "Газпром", за десять лет активы обесценились в несколько раз. Соответственно, "усохли" и пенсионные накопления сотрудников. Большое сомнение, что нам удастся вывести некую "самостийную" формулу счастья. А значит, велика вероятность, что лет через 10--15 народ будет получать пенсии, еще меньшие, чем нынешние.