Выпуск газеты Сегодня №20 (1365) за 28.01.2003
КАК БЕЗ ПРОБЛЕМ "ПРОЙТИ" ТЕХОСМОТР
-- В 2003 году техосмотр "проходят" транспортные средства, год выпуска которых оканчивается на нечетную цифру -- 1, 3, 5, 7, 9, а также те, которые эксплуатируются в коммерческих целях (независимо от года выпуска). Автобусы, грузовики, переоборудованные для перевозки людей и спецавтомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, "проходят" осмотр дважды в год.
-- Какой результат дает эта работа?
-- Выясняется, что примерно 20 процентов транспортных средств имеют те или иные неполадки. В некоторых случаях -- весьма серьезные: нарушения в работе тормозной системы, двигателя, приборов. Разумеется, мы не разрешаем эксплуатировать неисправные автомобили, заставляем владельцев устранить поломки.
-- Какие документы должен представить владелец машины?
-- Документ, удостоверяющий личность владельца (паспорт). Если авто принадлежит предприятию или организации, надо предъявить копию приказа о "закреплении" водителя за конкретным автомобилем. Предоставляется регистрационный талон, квитанции об оплате налога с владельцев транспортных средств или документ о праве на льготы, а также квитанцию об оплате прохождения техосмотра. Также проверяется водительское удостоверение, а при необходимости -- медицинские справки.
-- Налог надо платить за год или за два года?
-- Как хотите.
-- А какова плата за прохождение техосмотра?
-- Она определена постановлением Кабмина от 23 мая 2001 года №556 и приказом МВД, Минфина и Минэкономики: для автомобиля и автобуса -- 7,50 грн., для мототранспорта и прицепов -- 4,50. Если при техосмотре используется диагностическое оборудование, владелец должен внести еще 34 грн. Стоимость талона о прохождении техосмотра -- 6,68 грн.
-- В каком случае авто считается исправным? Дадут ли мне "добро", если, к примеру, в аптечке нет зеленки?
-- Исправным считается автомобиль, который полностью укомплектован в соответствии с требованиями технических и нормативных документов. Исправный автомобиль, кроме того, должен иметь удовлетворительный внешний вид. Эксплуатация автомобиля, который не "прошел" техосмотр, запрещается -- в этом случае номерные знаки у владельца изымаются.
На каждую машину, которая "прошла" техосмотр, выдается талон -- его следует закрепить в правом нижнем углу лобового стекла. Если талон потерялся -- немедленно обратитесь в госавтоинспекцию.
-- Нередко работники ГАИ требуют предоставить "дополнительные" документы -- страховые полисы, сертификаты, справки. Водители обоснованно заявляют, что эти документы не являются обязательными.
-- Вы правы, законодательство не предусматривает обязанность водителя при прохождении техосмотра предъявлять страховые полисы и другие непредусмотренные процедурой документы. Мы можем только рекомендовать оформить те или иные бумаги. Я, например, рекомендую всем владельцам оформить полис о страховании гражданской ответственности перед третьими лицами в случае ДТП -- пострадавшие получат страховку, и водитель будет освобожден от финансовых проблем (даже если виноват он).
-- Говорят, что запрещена эксплуатация автомобилей с правосторонним рулевым управлением. Но ведь раньше это разрешалось...
-- Действительно, в настоящее время мы не регистрируем такие автомобили. Владельцам необходимо его переоборудовать -- "переставить" руль на левую сторону. Переустановку должны делать те автосервисные предприятия, которые могут гарантировать безопасность эксплуатации такой машины.
-- Бывает, перед тем как ехать на техосмотр, владелец проверяет машину на станции техобслуживания. Там дают справку: мол, все в порядке. Должно ли такое авто "проходить" техосмотр по "полной программе"?
-- Во-первых, такие "проверки" могут делать не все СТО, а только те, которые подписали договор с ГАИ и аккредитованы. Во-вторых, работники ГАИ имеют право осмотреть любой автомобиль -- хотя бы для того, чтобы еще раз перепроверить номера агрегатов, регистрационные документы, квитанции об уплате налогов.
-- Вот еще один вопрос, заданный читателем: как следует "проходить" техосмотр автомобиля и прицепа, если год выпуска у них разный?
-- Техосмотр прицепа проводится одновременно с техосмотром автомобиля -- независимо от года выпуска.
-- Бывают ситуации, когда водитель не может "предъявить" автомобиль на техосмотр по разным причинам -- например, болезнь, длительная командировка. Что делать в этом случае?
-- Такой водитель должен обратиться в подразделение ГАИ с письменным заявлением, сдать номерной знак и предъявить квитанцию об уплате налога.
-- А если водитель просто забыл (или не успел) пройти техосмотр. Что тогда?
-- Таких владельцев мы штрафуем.