1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №20 (1365) за 28.01.2003

ЕГО НАГРАДИЛ ХОСЕ КАРРЕРАС, А ПРОТЕЖИРУЮТ ИРИНА АРХИПОВА И АЛЕКСАНДР ВЕДЕРНИКОВ

В отличие от большинства певцов Тарас Штонда необычайно самокритичен. Он может подойти после концерта к своему педагогу, профессору Сухоруковой, и сказать: "Галина Станиславовна, вы слышали, как плохо я взял последнюю ноту? Вот как ее надо было спеть!"

Возможно, благодаря такой требовательности к себе, с каждым годом растет мастерство солиста Национальной оперы Украины Тараса Штонды. И когда Галина Сухорукова говорит, что многие произведения басового репертуара он поет уже лучше знаменитого Евгения Нестеренко, это не воспринимается как аванс. Но не сразу и не просто все складывалось. "Слишком хороший голос, чтоб так плохо петь", -- сказала профессор Сухорукова при первом знакомстве.

До сих пор он показывает педагогу записи всех своих концертов и спектаклей и очень дорожит ее мнением. Новую работу Тараса -- партию Досифея в опере Мусоргского "Хованщина" для спектакля Большого театра -- они готовили вместе. "Пришлый киевлянин Штонда", как написала одна из московских газет, "без всякой клаки вызвал шквал оваций".

Хотя в семье Тараса музыкантов не было, у всех его родственников были незаурядные вокальные способности. Бабушку по материнской линии природа наградила удивительным голосом: по рассказам, когда она с Труханова острова давала указания зятю, переправлявшемуся катером на противоположный берег, ее было слышно на правом берегу Днепра. В 1913 году 15-летняя девушка пела арию Вани из оперы Глинки "Иван Сусанин" на праздновании 300-летия дома Романовых на Фундуклеевской улице. Любовь к пению передалась и маме Тараса. Отец в свое время пел в составе любительской капеллы КПИ. От него маленький Тарас услышал множество украинских песен, по грампластинкам выучил популярные романсы, а дуэт Одарки и Карася исполнял за обоих персонажей попеременно.

С двух до пяти лет ребенок пел непрестанно. А потом вдруг застеснялся и замолк аж до пятнадцати. Услышав голос великого Шаляпина (опять-таки на пластинках), Тарас стал ему подражать... После школы он поступил в Киевское государственное музыкальное училище в класс Владимира Запорожцева, у которого немного ранее учился Владимир Гришко. Но серьезного отношения к занятиям еще не было, и однажды его исключили... за несерьезное поведение. Только в стенах Национальной музыкальной академии пришло понимание того, что профессия певца требует огромного труда.

В 1991 году, будучи студентом, Тарас завоевал третью премию на престижном конкурсе имени Глинки в России. Председателем жюри была знаменитая певица Ирина Архипова, впоследствии сыгравшая важную роль в карьере молодого певца. Второй раз они встретились через девять лет на конкурсе в Баку. Это было уже после того, как Штонда получил в испанском городе Памплоне приз из рук самого Хосе Каррераса. В "копилке" Тараса были уже премии конкурсов в Барселоне (вторая) и Афинах (первая). Архипова вспомнила украинского баса и стала приглашать его на свои фестивали. Штонда был и в числе шестидесяти гостей, присутствовавших на праздновании 77-летия выдающейся певицы в московском ресторане "Граф Орлов". Что касается России, басы там испокон веков в чести, и к заезжим талантам относятся с уважением. Казалось бы, зачем известному басу Александру Ведерникову протежировать украинскому артисту, когда своих -- пруд пруди, да и самому, несмотря на солидный возраст, еще попеть хочется? И тем не менее он рекомендовал Штонду своему сыну -- главному дирижеру Большого театра Александру Ведерникову. С тех пор уже семь раз исполнил Тарас партию Досифея в "Хованщине" Мусоргского в составе труппы прославленного театра.

Два раза он спел ее в Варшаве. Поляки принимали Штонду как суперзвезду -- в трехкомнатном президентском номере гостиницы "Европейская" поселили. Но не любит Тарас об этом говорить, не заболел он еще "звездной" болезнью. Как в детстве, хочется ему петь с утра и до ночи, и переживает он только о том, что в родном Киеве мало востребован: "Сольные концерты удается организовать не чаще чем раз в год. Участвовать в правительственных мероприятиях приходится нечасто. А недавно произошел до смешного обидный случай. Отправилась в Большой театр группа украинских артистов -- участников заключительного концерта Года Украины в России. И меня, единственного певца, который постоянно работает на этой сцене, не пригласили! Через несколько дней я приехал в Большой, а меня коллеги спрашивают, почему не приехал... После смерти Бориса Шарварко "Украинский Центр фестивалей и концертных программ" меня почему-то абсолютно игнорирует!"

Лауреат девяти международных конкурсов, которому рады в России, Молдове, Латвии, Швейцарии и других странах (гастрольный график Тараса Штонды на ближайший год довольно плотный) обделен вниманием киевских концертных организаций, у которых, наверное, есть серьезные причины не замечать известного артиста.