1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №21 (1366) за 29.01.2003

ПОТРЕБИТЕЛИ СТАЛИ ШИБКО ГРАМОТНЫМИ...

Киевляне давно знают, куда обращаться с жалобами в случае, если продавец всунул некачественный товар -- в Главное Киевское городское управление по защите прав потребителей. В 2002 году в эту службу поступило 3637 обращений граждан, удовлетворено около трех тысяч. По сравнению с предыдущим годом, жалоб стало больше -- на целую тысячу, но, как успокоили борцы за потребительские права, это не связано с увеличением нарушений. Все дело в том, что мы -- покупатели и заказчики -- стали более юридически грамотными, перестали бояться и лениться отстаивать свои права.

-- Чаще всего люди жалуются на низкое качество жилищно-коммунальных услуг, -- говорит заместитель начальника Главного столичного управления по защите прав потребителей Виктор Лысенко. -- Около половины всех обращений связано с неработающими лифтами, забитыми мусоропроводами и многомесячным отсутствием горячей воды. За помощью обращаются и много недовольных качеством непродовольственных товаров (обувь, бытовая техника, мебель и т.д.), услуг связи, туристических фирм и химчисток.

Благодаря жалобам киевлян в прошлом году было проведено 6759 проверок, а потребителям возвращено более одного миллиона двухсот тысяч гривен. 614 тысяч гривен горе-предприниматели вернули в добровольно-принудительном порядке, не доводя дело до суда. Благодаря "третьей власти" в качестве компенсации за материальный и моральный ущерб населению возвращено 659 тысяч гривен. Всего же в судах по искам потребителей рассматривалось 39 дел, решение по тридцати было принято в пользу потребителей.

Самые "громкие" дела с наибольшими суммами компенсаций связаны с так называемыми "инвестиционными проектами" -- договорами на строительство жилья. Получив квартиру "на руки", хозяева частенько находят серьезные недостатки, а строительная контора отказывается их исправлять: мол, чего вы хотите -- получили ключи и радуйтесь... Резко возросло также количество жалоб по поводу приобретенных новых автомобилей (как правило, российских).

Как сообщили защитники прав потребителей, теоретически заставить заплатить компенсацию можно даже железную дорогу -- если, например, поезд опоздал на пару-тройку часов: здесь имеет место нарушение договора. Со своим билетом надо просто обратиться к дежурному по станции и "задокументировать" факт опоздания... Это ведется к тому, что для рассмотрения вашей жалобы, а тем более получения компенсации, надо иметь документы, подтверждающие факт покупки: поэтому ни в коем случае нельзя выкидывать чеки! Особенно много проблем возникает с некачественными товарами, купленными на рынках. Ведь Покупатели приобретают товар без оформления каких-либо документов, указывающих на продавца. Это не правильно, и в соответствии с Правилами торговли на рынках, принятыми Киеврадой, продавец обязан выдавать покупателю хоть какой-нибудь документ, подтверждающие факт покупки.