1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №22 (1367) за 30.01.2003

ЧЕМУ УЧИТЬ ДОШКОЛЯТ: ПЕЧЬ КАРТОШКУ ИЛИ ЧИТАТЬ БЕЗ ЗАПИНКИ?

Шестилетний Андрюша стоял в сторонке, не решаясь подойти к малышам, окружившим костер, в котором аппетитно "поспевала" картошка. "Подойти, возьми картошку в руки", -- пригласила мальчика воспитательница. Мальчик был растерян. Он не знал, что делать с уже готовой картошкой, как ее очистить и зачем вообще это нужно.

На таких вот праздниках "печеной картошки" совершенно в ином свете раскрываются характеры детей. Включается творческое воображение, ребятишки с удовольствием начинают хозяйничать, принимают участие в приготовлении вкусной еды. А сколько радости, неподдельного детского увлечения!

-- Это и есть наиболее оптимальный вариант подготовки дошкольников к взрослой жизни, -- считает научный сотрудник Института психологии им. Г. Костюка Тамара Пироженко. -- А взрослой жизнью для них как раз и будет обучение в школе, поэтому не надо "натаскивать" детей в чтении, математике, письме. Такая подготовка может обернуться родителям большими проблемами. Посмотрите, с каким интересом первоклашки спешат в школу. И вот через какое-то время прошел интерес, "перегорел" ребенок. Почему?

ВЫБИРАЙТЕ НЕ ШКОЛУ, А УЧИТЕЛЯ

Для ученика начальных классов авторитет учителя непререкаем. "Леночка, не бери эти лоскутки, -- просит мама дочку-первоклассницу, отбирающую красные лоскутки для аппликации. -- Возьми зеленые". "Нет, мама, -- отвечает Леночка,-- Наталья Валерьевна сказала принести красные". И попробуй отнять эти лоскутки -- дочка вас не поймет. Ведь сейчас для нее главный авторитет -- Наталья Валерьевна. И она почитает ее. "Поэтому, дорогие родители, советует психолог Тамара Пироженко,-- ищите прежде всего учителя. Такого наставника, к которому ваш ребенок идет с радостью".

Что для этого требуется от педагога? Не так уж много. Мария Чумарна, директор Львовской авторской украиноведческой школы, особое внимание обращает на первое впечатление ребенка от школы. Скольких бы разочарований и детских слез удалось избежать, такими простым рекомендациям Марии Чумарной: "Тарас, вот ты пришел учиться. Смотри, отныне это твоя школа, и ты -- ученик". Ребенок понимает такие мелочи, на которые взрослый человек не обратил бы внимания. "А помните, вы спрашивали меня про котика? -- детские глазенки доверчиво смотрят на первую учительницу. -- Так, вот, я принесла его рисунок". И Мария Чумарна не имеет права забыть об этом эпизоде. Ведь в нем отражается степень доверия малыша к первой учительнице. "Я хочу, чтоб педагоги поняли: они должны быть не просто учителями с указками, а добрыми феями для своих воспитанников. Традиционная установка как можно быстрее делать детей взрослыми -- лишает их здоровья, радости, жизни", -- делится своими "рецептами" воспитания Мария Чумарна.

К сожалению, сотням ребят приходится постигать первые уроки жизни не в авторских, а в массовых общеобразовательных школах. И учитель, к сожалению, часто ориентируется не на индивидуальные способности, увлечения конкретного ребенка, а на такую себе среднестатистическую "единицу". "Я не пойду больше в школу", -- жалуется семилетний Вова. Но мамина тревога по поводу здоровья сына, напрасна. Просто ему очень плохо. Учительница не замечает мальчика. Он медлителен и неповоротлив. Он плохо читает, считает тоже не ахти. С такими детьми много мороки. Конечно, учителю сподручнее работать с ребятишками, схватывающими все на лету.

"Дети, которые с радостью прошли все три года обучения и запечатлели учение как радость, всю жизнь будут способны учиться, -- об этом пишет в своей работе "Этапы нравственного становления ребенка" психолог Анатолий Гармаев. -- Если же первоклассник потерял интерес к учению, то уже в 8 классе он учиться не будет. Если это случилось во втором, то в девятом классе собьется в учебе и откажется учиться. Если же интерес к учебе пропадет в 3 классе, то в 10-м с ним уже ничего нельзя будет сделать. И если мы предъявляем ему требования, кроме злобы, это ничего не вызовет. Как только мы видим негативную реакцию ученика, это значит, что его душевные силы кончились".

СОБЕСЕДОВАНИЯ ЗАПРЕЩЕНЫ

На все вышеизложенное родители будущих первоклашек тут же могут возразить: научить ребенка чистить картошку, это, конечно, здорово. Но, придя весной записываться в первый класс, педагоги тот час назначают время для прохождения тестов. Поэтому напоминаем еще раз о том, что приказом Министерства образования и науки запрещены любые тестирования, собеседования, которые проверяли бы подготовку ребят. О конкурсном отборе первоклассников можно говорить лишь в том случае, если речь идет о специализированной школе с углубленным изучением какого-либо предмета (иностранного, математики, физкультуры и т.д.). Условия конкурсного отбора разрабатываются дирекцией школы. К сожалению, некоторые педагоги слишком усердствуют, подбирая "заумные" задания. Этого делать нельзя. Вопросы должны быть конкретными и предполагать такие же ответы.

...Сейчас "горячая пора" для будущих первоклашек и их родителей. Еще два-три месяца и они пойдут знакомиться со школой, куда осенью придут с огромным букетом цветов для первой учительницы. От нее будет зависеть, захочет ли ребенок принести его еще раз...