Выпуск газеты Сегодня №26 (1371) за 04.02.2003
"ФИЛЬМ ПОД МАРКОЙ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ -- ЭТО "ГРОБ"
Трудно сходу сказать, о чем фильм "Золотая лихорадка": в нем переплелись разные времена, а сюжетные линии закручены довольно лихо. Убийство, происшедшее в наши дни, вдруг "приводит" к таким невероятным коллизиям, что не успеваешь осознать, было ли все на самом деле, или это фантазия. 30-е годы, Колыма с золотыми приисками и рабочими-политзаключенными. Начальник приисков -- бывший сталинский киномеханик, садист и любвеобильный семьянин, закончивший свою карьеру в лагерях. Но до этого на очередном съезде партии он успел подарить любимому вождю пулю из колымского золота, которая через семьдесят лет станет смертельной для современного бизнесмена. Вот и говорите после этого, что мы не умеем "закручивать", как американцы! Тем более, что так убедительно выглядят и наши актеры: молодые Виталий Линецкий, Анна Сердюк, великолепный Виктор Степанов, Олег Масленников и открытие этого фильма Юрий Якуша, сыгравший "золотого" начальника.
После просмотра Михаил Александрович Беликов поведал некоторые тайны своих фильмов.
-- Так была эта история на самом деле, или она придумана вами?
-- Не совсем. Эту историю я вынашивал давно, с тех пор, как услышал ее от отсидевшего в лагерях преподавателя-киноведа Сергея Комарова. Она также связана со многими солженицынскими материалами и, конечно же, Магадан невозможно осознать без прозы Шаламова. История практически документальная, поэтому я не имею права претендовать на авторство. Действительно, была золотая пуля, подаренная Сталину, которой потом убили человека (подобный случай произошел в Саратове: секретарь обкома убил сына из обыкновенного нагана). Единственное, чего я не хотел, так это однозначности: если 30-е годы, то сплошной террор. Ведь эти люди -- сами жертвы, так как Сталин не держал ни одного чекиста КГБ в больших начальниках дольше пяти лет -- он их уничтожал.
-- Вы проводили специальные пробы или заранее знали, что возьмете Линецкого, Степанова?
-- Были пробы. Так, актер высочайшего класса Сергей Шакуров, сыгравший главную роль в моем фильме "Распад", узнал о съемках и хотел сниматься. Но мне нужен был герой помоложе, причем я хотел брать украинских актеров. Я убежден, что необходимо поднимать их планку и выводить на международный уровень. И нужно быть дураком, чтобы не снимать наших артистов.
-- А вы не боитесь, что участие только наших артистов "перекроет кислород" фильму в России?
-- Тут нужно, наверное, судить по итогу, но на сегодняшний день я не вижу проблемы вывода украинского кино на самый серьезный уровень, и в первую очередь за счет наших артистов. И если, конечно же, будут умно распределяться деньги.
-- Вы работали оператором на нескольких картинах, а потом почему-то ушли в режиссуру...
-- Оператором я работал на нашей студии с 1963 по 1967 год ("Кто вернется, долюбит", "Варькина земля", "Мальчиш-Кибальчиш", "Стежки-дорожки"). А потом меня забрали в армию. И как ни громко это звучит, но армия поставила меня на мое место. Она была жестокая, так как меня забросили в самое пекло -- в ракетные войска, где я около полугода дышал опасной гадостью, топливом гиптилом. При мне ведь запускали на Луну ракету с человеком, через год после американской. Она взорвалась еще на площадке, а я снимал этот запуск. Этот факт до сих пор скрывают и замалчивают. Было много жертв, даже маршал погиб. Все это вместе заставило меня задуматься даже о том, чтобы всерьез заняться каким-то "исповедальничеством". Мне помог Сергей Параджанов -- крестный моего сына и близкий друг, общение с которым меня многому научило. По сути дела, он меня и воткнул на Высшие режиссерские курсы: "Давай езжай, чего тебе здесь делать!" Я поехал и поступил. Уже на следующий день познакомился и на всю жизнь подружился с мастером нашего курса Георгием Данелией.
-- Вы даже внешне похожи.
-- И эта дружба продолжается до сих пор. Моей дипломной картиной стала "Старая крепость". Представляете, как я волновался! Ведь у меня Евгений Евстигнеев играл Петлюру, Ефим Копелян -- доктора Григоренко. Я еще совсем сопляк, студент, думаю, что ему -- народному артисту и уже классику, говорить... Копелян гримируется, усики, бровки подводит, а я ему рассказываю об идее и характере... "Мишенька, вы меня извините, но то, что вы мне в течение получаса говорили, я даже не пытался слушать. Я не слушаю даже Товстоногова, а играю то, что играю", -- сказал Ефим Захарович. Евстигнеев тоже -- как пришел, как сел в кадр -- и уже все на него смотрят, как завороженные. Сняли за день всю его роль, и он уехал. Это такие актеры, что вся система Станиславского бессмысленна!
После этого уже был фильм "Красный петух плимутрок" по сценарию Виктории Токаревой, с которой мы подружились через Данелию -- у них как раз был бурный красивый роман.
-- А к чернобыльской теме в "Распаде" вы сами обратились, или это был спецзаказ?
-- Этому предшествовала целая история. У нас в "зоне", в Страхолесье, была дача, потом Леня Быков рядом тоже себе купил. И когда случилась эта трагедия, позвонили соседи и сказали, что в нашем доме поселились переселенцы. Ну, а что им было делать? Они оказались очень хорошими людьми, и все это как-то меня "задело". Потом был знаменитый VI съезд кинематографистов СССР. Наш идеолог Владимир Ивашко попросил меня выступить по поводу Чернобыля. Потом предложил поехать с Владимиром Яворивским в саму чернобыльскую зону. Там я впервые встретился с американским врачом Робертом(?) Гейлом. Так начиналась моя чернобыльская история. Но только через три года я снял фильм "Распад". Мы монтировали и озвучивали его в Америке, так как американцы вложили в него раз в пять больше средств, чем мы. Как-то продюсер спрашивает: "Ты не против встретиться с Гейлом?" А он, если вы помните, впервые приехал в Киев 8 мая 1986 года. Жил в гостинице "Днепр" и по утрам бегал в трусах по Крещатику, показывая, что все нормально, и говорил, что ничего опасного, и что атомную энергетику нужно развивать. И вот мы с ним встретились в 90-м в Лос-Анджелесе, где он живет так, как "никому и не снилось". Поговорили: я его приглашаю на фильм, а он меня спрашивает о впечатлениях от посещения Чернобыля. Я сказал: "Прошло уже четыре года, и я не очень разделяю ваши оптимистические убеждения, что Чернобыль прошел для Украины так спокойно". И нужно отдать ему должное, Гейл ответил: "Да, я могу сейчас сказать, что все-таки был неправ".
-- Вернемся к вашему новому фильму. Когда планируете закончить его? Есть проблемы?
-- Есть. Мы не хотим связываться с государством, потому что сегодня фильм под маркой "министерство культуры" -- это гроб. Осталась примерно четверть работы, и нам все равно, кто поможет: вот уже пять месяцев как мы в простое. Мне неудобно говорить, как актер Виктор Степанов утешает меня: "Миша, я снялся за идею". Но почему он должен сниматься практически бесплатно, когда артисты такого уровня в других странах получают $15--20 тысяч только за один съемочный день? Но, при всех сложностях, все равно мы надеемся, что фильм удастся завершить весной.