Выпуск газеты Сегодня №26 (1371) за 04.02.2003
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ГОРОДСКОМУ ТРАНСПОРТУ
За последние семь лет город не закупил ни одного нового трамвая. Осталось 400, которые еще в 92-м должны были уйти на заслуженный отдых. Тратим деньги на дорогие подержанные "вольво" (в прошлом году целых 26 штук приобрели) вместо того, чтобы осваивать выпуск отечественных машин. Из 630 единиц 10% ежедневно сходят с линий из-за технических неисправностей. Ситуацию некоторым образом улучшают частные перевозчики, не жалея денег на обновление маршруток. Если в 2001 году с этой целью потратили $1 млн., то в прошлом -- уже $10 млн. Это куда больше, чем город выделил на обновление автобусов и троллейбусов вместе взятых. Кстати, ежегодно закупается до сорока киевских "рогатиков". Вместе со старыми моделями набралось 438.
Каждый год Киеву нужно закупать 300 автобусов сверхбольшой вместимости, еще 500 -- большой и средней, 50 троллейбусов и хотя бы 30 трамваев. Если с троллейбусами вопрос практически решен (осталось только наладить выпуск машин с низкой посадкой, удобной для инвалидных и детских колясок), то с автобусами придется подождать. Не исключено, что в столице будет создано совместное киевско-львовское или киевско-минское предприятие. Уже ко Дню Киева в городе должен появиться новый сверхбольшой 15-метровый автобус. На 90% он будет состоять из украинских комплектующих, а стоить -- в два раза дешевле польского аналога. Что касается трамваев, то скоро киевлянам представят первый обновленный трамвай, который экономит 20--30% электроэнергии.
Что ж, обновленный транспорт -- это хорошо. А что с культурой обслуживания? Из уст Ивана Салия прозвучало, примерно, следующее: может, переведем всех контролеров в кондукторы? А то они совсем уж затерроризировали народ своими полукриминальными приемчиками. Но Сергей Литвинов, начальник управления координации, планирования и анализа доходов КП "Киевпастранс", возразил: без устрашения народ платить не будет. Если выручка "Киевпастранса" в год составляет около 150 млн. грн., то отсутствие контролеров скажется 10--15% недостачи. В прошлом году, например, они оштрафовали 120 тыс. пассажиров. Это капля в море общей выручки.
Если без контролеров не обойтись, то как усыпить в них зверя? Ужесточить меру наказания "за превышение полномочий", но главное -- увеличить ставку, которая напрямую не зависит от количества штрафов. Недавно фиксированная зарплата возросла до 400 грн., остальное -- так называемые премиальные (получается в среднем 650 грн.). Желание контролера выжать из пассажира последнее, увы, не пропало. Но Сергей Литвинов считает, что "пресс" уменьшился.
Теперь о маршрутках. После утверждения нового госбюджета, которым автоматически отменен ряд льгот, перевозчики катают того, кого считают нужным. Беда в том, что перечень льготных категорий у всех разный. В основном, это: участники боевых действий, инвалиды войны и лица, приравненные к ним; участники ликвидации и потерпевшие от последствий аварии на ЧАЭС первой категории; инвалиды I и II групп; дети-инвалиды с детства до 16 лет; дети дошкольного возраста (без предоставления отдельного места для сидения); лица, имеющие особые заслуги перед Родиной; лица, на которых распространяется действие закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты", а также сопровождающие инвалида войны первой группы (один человек).
Один маршруточник готов перевозить всех вышеперечисленных льготников, другой -- только учтенных тремя первыми пунктами. Такой разнобой -- проблема, которую нужно решать. Ведь большинство льготников не в том возрасте, чтобы гонять с одной маршрутки, где их категория не "котируется", в другую, где их примут с распростертыми объятиями. Кстати, объявления, кого "зя" возить бесплатно, должны висеть в каждой маршрутке. Кроме телефонов перевозчика, в них указываются координаты Службы перевозок горгосадминистрации (219-31-60, 216-95-09). Жалуйтесь на бескультурщину. Авось, поможет.