1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №28 (1373) за 06.02.2003

НЕВЕРОЯТНО ТЯЖЕЛЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ УКРАИНЦЕВ В ИТАЛИИ

Семь лет продолжаются злоключения экипажа пассажирского теплохода "Одесса", арестованного в Италии за долги Черноморского морского пароходства. Лайнер прошлой осенью вернулся в Украину, а команда, в которой умерло уже три человека, так и остается в финансовом плену.

НЕМЕЦКИЙ КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ УКРАИНСКОГО ЛАЙНЕРА

Сентябрьский день был очень пасмурным, дождливым, ветренным, холодным -- совсем не одесским. Но в морском порту уже с утра играл духовой оркестр, разливали шампанское, сияли улыбками и возбужденно-громко разговаривали женщины с букетами в руках. В общем -- царила атмосфера праздника и ожидания чего-то необыкновенного. Это встречали теплоход "Одесса". Тот самый, который 11 апреля 1995 года был арестован в порту Неаполь, тот самый, который оставшийся экипаж сохранял бережнее, чем родной дом. Прибытие теплохода "Одесса" в украинский порт и раньше было большим праздником. За 25 лет своего существования лайнер, как и положено настоящему кораблю, большую часть времени проводил в плаваниях. Построенный на Ливерпульской судоверфи по заказу Министерства обороны Великобритании как база отдыха для офицеров подводного флота Англии, теплоход почему-то не понравился заказчикам, и судоверфь продала лайнер Голландии, где он получил название "Копенгаген" и ходил один год как круизное судно. В 1975 году его купил СССР, "поставил на баланс" в ЧМП, дал имя "Одесса". Но заходил этот лайнер "домой" крайне редко. Под командованием капитана Никитина возил он американских туристов, а затем немецких "круизников", которые куда только не путешествовали на "Одессе". Немцы так полюбили этот теплоход, что до сих пор в Германии существует клуб "Любителей круизного отдыха на т\х "Одесса". В него входят почти 15 тысяч человек.

В 1994 году лайнер заново отремонтировали, не пожалели 46 млн. немецких марок. Ах, как он был хорош! Белоснежный семипалубный "пассажир" с длиною корпуса 136 метров, скоростью 19 узлов, с комфортабельными каютами и полным набором сервисных услуг. И уже через год этот теплоход-красавец был арестован в Италии.
Акция была предпринята по искам к Черноморскому пароходству немецкой компании "Ллойд Верф" на сумму более 13 млн. долларов и швейцарской "Планмарин" -- 45 млн. долларов.

КАЛЕЧИЛИСЬ, ГИБЛИ, -- НО ТЕПЛОХОД СПАСАЛИ

Большинство моряков практически сразу вернулись на родину. Чуть больше года на судне находилась только подменная команда из 30 человек, а в июне 1997 года остались девять моряков, вместе с капитаном Владимиром Лобановым. По плану, они должны были находиться на теплоходе четыре месяца. Пробыли там больше пяти лет. О том, в каких нечеловеческих условиях пришлось экипажу сохранять свою родную "Одессу", как все это сказывалось на их здоровье, на семьях, наша газета не раз рассказывала. Увы, чиновников не трогали ни судьбы моряков, ни скоропостижная кончина в апреле 1999 года второго механика Владимира Аксененко, ни следующая смерть -- электромеханика Евгения Лапшина.

Каждый второй член экипажа был не раз травмирован, люди перенесли тяжелейший моральный кризис. Оторванные от семей, в которых рождались внуки, умирали родители, выходили замуж повзрослевшие без них дочери, шли в первый класс выросшие не на их глазах сыновья, в неотапливаемом, неосвещенном их "доме"-судне, без финансовой и моральной поддержки -- даже без понимания их руководства в Одессе… Так выживали моряки и спасали теплоход. Деньги, которые им приходили иногда на продукты, они, порой, тратили на корабль. Например, купили швартовые концы, потому что судно стояло привязанное кормой к причалу, во время шторма его кидало как щепку, и, конечно, било. А им было больно видеть, как разрушается их лайнер.

Мы побывали на теплоходе буквально в первую неделю его прибытия в порт Одессы. Поражало, как все сохранили эти любящие руки и души. У моряков ведь имелось решение местного суда, разрешившего распродажу имущества, находившегося на борту. Можно было все продать, чтобы на вырученные деньги нормально питаться, обеспечить электроэнергию на судне, тепло, не экономить на лечении. Но…рука не поднялась. Так и вернулись в Одессу опечатанные при аресте каюты, где был собран подакцизный товар из баров, в основном спиртное (ничего себе выдержка в семь лет!). Не продали даже чайной ложечки из столового серебра. Сохранили все шторы в музсалоне, настольные лампы, не говоря уже о самой мебели. Да что там мебель, они даже цветам погибнуть не дали, все на своих местах: от "Ваньки мокрого" до экзотической пальмы. Это в то время, когда нечего было есть, а к поломанным ногам привязывали "подручное средство", потому что не было 500-600 долларов на вызов врача.

Действительно, это судно у мола Сан-Винченцо, неподалеку от Военной гавани, было их "брестской крепостью", защищая которую, они отстаивали свое достоинство, право на уважение себя как профессионалов. Экипаж мог покинуть корабль и вернуться домой, но моряки получили бы за свою работу только обещания, что когда-нибудь с ними расплатятся. Им было стыдно перед семьями, да и перед самими собой. Они остались,
ждали аукциона, который должен был решить все вопросы -- и с долгами ЧМП, и с финансовыми проблемами экипажа. Аукцион все откладывали и откладывали. Годами. А моряки и их семьи, в долгах как в шелках, все ждали.

С ОДНОЙ СТОРОНЫ -- НАШ, С ДРУГОЙ -- ПАНАМСКИЙ...

9 апреля 2002 года аукцион, наконец, состоялся. Теплоход "Одесса", стоимость которого еще семь лет назад составляла 35 млн. долларов, оценили в сумму чуть больше миллиона. Судно купила панамская компания Bou Line, которая с самого начала аукциона подняла стартовую цену на 25 процентов. В этом случае, согласно местному законодательству, остальные участники торгов возражать не могли. И тут же с ударом молотка прозвучало известие, равное взрыву бомбы -- панамская компания купила это судно по поручению АРК "Антарктики", украинской компании.

Уж очень не хотели продавать "Одессу" Украине, ведь, учитывая семилетнюю стоянку в порту Неаполя, итальянцам теплоход обошелся бы в сущие копейки. После аукциона тамошние власти еще три месяца не выдавали "Декрет на право собственника".

-- Да, мы пошли на определенную хитрость, -- говорил на первой после прихода лайнера в родной порт пресс-конференции генеральный директор "Антарктики" Валерий Кравченко, -- но мы вернули теплоход домой, не нарушив при этом законы. Мы полностью рассчитались со всеми компаниями, которые имели претензии к "Одессе" с момента аукциона, оплатили все издержки, помогли команде, которая осталась в Неаполе. Люди были счастливы, что аукцион наконец-то состоялся, да еще и "свои" стали хозяевами. Сейчас "Одесса" находится в бербоут-чартерной собственности "Антарктики". Буквально на днях начинается перерегистрация документов, после чего "Антарктика" документально вступит в права собственности на судно. "Одесса" будет ходить под украинским флагом!

Валерий Кравченко исполнения этой своей мечты уже не увидит. Он был убит 22 декабря 2002 года, спустя два месяца после возвращения судна в Одесский порт.

Директор департамента судоходства АРК "Антарктика" Александр Диордиев сообщил, что с переоформлением документов не спешат -- есть опасения, что с "Одессой" сложится ситуация, аналогичная приобретенному раньше теплоходу "Тарас Шевченко". Компания никак не может получить сертификат собственника на этого "пассажира", и вынуждена решать проблему через суды. Так что сегодня "Одесса" остается собственностью панамской компании и находится в бербоут-чартере, как сказал Александр Петрович, у украинского резидента. Стоит теплоход в доке Одесского судоремонтного завода "Украина". Компания решила провести ремонт, который может обойтись по предварительным подсчетам от 5 до 10 млн. долларов, силами украинских специалистов. Впрочем, сразу после аукциона свои услуги по ремонту корабля предложила одна немецкая компания. На восстановление теплохода обещали затратить 15 млн. долларов, но после ремонта собирались забрать в эксплуатацию, пока "Одесса" не "отработает" вложенные в нее деньги. Наших это не устроило.

-- Уже проведен осмотр корпуса, подводной части и механизмов, -- информирует Александр Диордиев, -- специалисты завода и экипаж "Одессы" приступили к ремонтным работам.

Команда этого лайнера сегодня составляет 71 человек. Моряки пока никаких планов на выход теплохода в море не строят. Но, как говорят в Одессе, как только, так сразу, ведь судно после аукциона "чистое" -- может бороздить любые просторы.

ФИНАНСОВЫЙ "ВОЗ" И НЫНЕ ТАМ...

Известно, что более трех четвертей суммы, за которую был продан теплоход, должен получить экипаж как компенсацию задолженности по зарплате, командировочным и моральный ущерб. "Антарктика" в течение 60 суток внесла валютные средства в полном объеме, а по закону за пять дней должны были решиться все финансовые проблемы экипажа. Неапольскому трибуналу следовало распределить сумму между заинтересованными сторонами и установить очередность получения денег.

"Одесса" ушла домой. Часть экипажа также уехала на родину "зализывать раны". Боцмана Сергея Гурбова с бессчетным количеством перенесенных переломов ребер и конечностей увезла домой жена Татьяна Кухтина. Она полтора года практически нелегально находилась на теплоходе -- ухаживала за больным мужем. Четверо моряков остались отстаивать интересы товарищей в суде. Думали, что это произойдет быстро. Не получилось. Не дождавшись решения, на 43 году жизни умер матрос Анатолий Валь (трагическое совпадение -- в тот же день был убит гендиректор "Антарктики" Валерий Кравченко). На нервной почве у него открылось внутреннее кровотечение и не выдержало сердце. Провожали его в этот рейс 34-летняя жена и кроха сын. Вместо любимого папы дождались цинковый гроб.

Может, не надо было оставаться и им? Пусть бы за них "молвил словечко" итальянский адвокат Филиппи? Но "одесситы" уже не верят, что кто-то в чужой стране будет отстаивать их интересы. Ведь даже в родном ЧМП им сказали: "Вы уже не наши". А семь лет чьи были?..

Мы связались с капитаном "Одессы" Владимиром Лобановым в Неаполе (уже 65 месяцев он не уходит со своего поста). Капитан рассказал, что уехавшим в Одессу выдали гривневую часть денег, а им и ее не выдают -- хоть бы семьям помочь, да и самим здесь можно было бы продержаться какое-то время. Предлагают увольняться, тогда, мол, с расчетными и выдадим.

-- Но куда увольняться? -- говорит Владимир Николаевич, -- У нас только отпуска накопилось три года. Сначала в суде не считались с нашими документами: подавай им контракты каждого члена экипажа. Объяснили, что мы были приняты на работу приказами по пароходству, с сеткой зарплаты. Им это было не понять. Наконец, признали наши документы. Состоялось пять заседаний суда. И на всех кредиторы, а это 17 фирм, подали протест относительно наших требований. В ноябре уже суд принял решение, кому сколько процентов от вырученной суммы уплатить. Единственный аргумент фирм: они первые заявили требования при аресте, вот им первым и дайте деньги. В декабре все уже должно было решиться, но две фирмы опять заартачились. Теперь ждем 18 февраля, возможно, на этом судебном заседании все закончится.

-- А сумма, которая выделена экипажу, вас устраивает? -- спрашиваю Владимира Николаевича.

-- Понимаете, более десяти фирм не являлись на процессы, -- объясняет ситуацию капитан, -- если они так и не предъявят претензии, то мы по нашим требованиям получим достаточную сумму. Но мы так уже намучились, что ждем хоть какого-то решения. Сил больше нет…

Действительно, жить им очень трудно. Втроем снимают одну квартиру. Подрабатывать легально они не имеют права. К тому же, от суда до суда надо продлевать визу, а это как минимум 200 долларов в месяц. Очень благодарны, что помогает руководство "Антарктики", консул Украины в Турции, да кое-кто из местных еще дает в долг. Пытаются связаться с руководителем ГСК ЧМП Михаилом Мазовским (девятый за последние девять лет! -- Авт.) с просьбой о выплате гривневой части за пять лет семьям… Так тяжело смириться с тем, что дома никому не нужны…