1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №30 (1375) за 08.02.2003

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ СТАЛИ ПОЛУКРИМИНАЛЬНЫМИ

"Неужто Сам приедет", -- до последнего сомневались люди с большими звездами на погонах, собравшиеся на расширенное заседание коллеги Государственной таможенной службы Украины. Сомнения развеялись, когда "целый майор", вооружившись молотком, стал прибивать к ступеням ковровую дорожку, чтобы Президент, не дай Бог, не споткнулся. И Леонид Кучма прибыл, но не столько пряники раздавать, сколько кнутом "стимулировать".

$2 МЛН. НА ОДНОГО ТАМОЖЕННИКА? МАЛО!

"Кто везет, того и погоняют": эта поговорка вполне применима к оценке достижений отечественных таможенников. Гостаможслужба -- одно из немногих ведомств, которые в прошлом году сумели перевыполнить план по наполнению госбюджета. Почти каждая четвертая гривня, поступившая в казну -- их "рапорт родине". Председатель Гостаможслужбы Николай Каленский подвел итоги: 9,94 млрд. грн., перечисленных в госбюджет -- это на 17,6% больше запланированного и в полтора раза больше, чем удалось собрать в 2001-м.

Президент эти достижения тоже не обошел молчанием, но сделал особый акцент: мол, функция таможни -- не просто контролировать законность прохождения товаров, а способствовать активизации внешнеэкономической деятельности. И, по мнению главы государства, около $2 миллионов внешнеторгового оборота на каждого украинского "митника" -- сегодня уже мало. К примеру, аналогичный показатель его коллеги в Южной Корее -- $100 млн. Благодаря упрощению таможенных процедур, в этой стране за последние 10 лет внешнеторговый оборот вырос в 2,5 раза, пассажиропоток -- удвоился, а число таможенников сократилось на 10%. А что у нас? А у нас, помимо таможенной декларации, действует более 20 дополнительных документов для оформления грузов: такого нет ни в одной цивилизованной стране. Чем проходить эти круги ада, транзитные перевозчики предпочитают в прямом смысле десятой дорогой объезжать Украину: пусть дальше, зато без изнуряющих бюрократических процедур. В итоге наши транзитные возможности используются лишь наполовину, государство ежегодно теряет минимум 600 млн. грн. (не говоря о "потере лица"), мешает развитию внешней торговли, привлечению иностранных инвестиций. Хуже всего, что эта бюрократия снижает конкурентоспособность наших экспортеров, тормозит движение товаров и удорожает их доставку.

Посему глава государства отвел два месяца премьер-министру и присутствовавшему на коллегии первому вице-премьеру Н. Азарову на то, чтобы сократить количество контрольных служб в пунктах пропуска. Ведь чем больше таможенных препонов и рогаток -- тем вольготнее жизнь "теневиков".

НЕКОТОРЫЕ ВЕТЕРАНЫ "ПРИОБРЕЛИ" ПО 15 АВТО

Кстати, о них, родимых. Н. Каленский констатировал, что в прошлом году таможенники возбудили 423 уголовных дела по фактам контрабанды на сумму 188 млн. грн., при этом стоимость арестованных товаров в 1,5 раза превысила показатели 2001-го. Но Президент заметил, что лишь в 10% таких дел речь идет о суммах, превышающих $100 тыс. То есть, в сети отчего-то попадается мелкая рыбешка, а крупняк проскакивает незамеченным. Кстати, и автор этих строк был удивлен, обнаружив в отчете упоминание о 1700 тоннах задержанного контрабандного сахара, тогда как отечественные производители утверждают, что наш рынок наводняют десятки тысяч тонн "черного" сахарка.

"Уменьшение за год на 20% выявленных таможенных нарушений вовсе не означает их реального сокращения, -- уверен Л. Кучма. -- Скорее, таможенники с правоохранителями не успевают за этим процессом. В частности, по оценкам экспертов, почти три четверти изделий легкой промышленности на внутреннем рынке -- контрабандные".

"Позвольте, но как же активизировать борьбу с контрабандой при одновременном сокращении контролирующих органов и упрощении процедуры прохождения товаров?" -- вправе усомниться читатель. Никакого алогизма здесь нет. По словам Президента, наш практически сполошной контроль позволяет выявить всего 1% нарушений, тогда как в западноевропейских странах, где проверяют всего 3-5% грузов -- в 10 раз больше. Таможеннику надо "нюх" иметь, ну и, бесспорно, соответствующее техническое обеспечение, в идеале -- системы контроля с использованием спутниковой связи.

Кстати, и за самими "блюстителями" нужен глаз да глаз. А то "кто-то кое-где у нас порой..." В 2002-м выявлены факты злоупотреблений в Галицкой, Ягодинской, Запорожской, Киевской региональной, Глуховской таможнях. Лишились должности 16 начальников таможен, в том числе 6 -- региональных. Сама Гостаможслужба весьма встревожена ввезением и льготным оформлением на инвалидов войны через Житомирскую и Ягодинскую таможни транспортных средств. В итоге за последние 4 месяца некоторые ветераны "приобрели" по 10-15 автомобилей.

Но наибольший гнев Президента вызвали льготники иного ранга и масштаба -- специальные экономические зоны (СЭЗ), коих сегодня насчитывается 12, и территории приоритетного развития (66). "В 2000-м в СЭЗ на льготных условиях ввезли сельскохозяйственной продукции и продовольствия на $51 млн., бюджет при этом потерял 647 млн. грн. Это "свободные полукриминальные зоны". Недостаточный контроль за ними -- вина не только таможенников, но и правоохранительных органов, и СБУ. Глаза закрыли: что -- кормитесь отсюда? Нужно точку ставить с этими зонами, ликвидировать -- и все", -- сказал Л. Кучма, обращаясь к Н. Азарову.

Слово сказано. А как будет с делом -- мы непременно отследим и вам, уважаемый читатель, расскажем.