1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №31 (1376) за 10.02.2003

ЖЕНЩИНА, ОТОЙДИ ОТ СТЕРЕОТИПА ПАТРИАРХАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА!

Что такое феминизм? Зачем это нужно женщинам? Обречено ли феминистическое движение на провал? О, как скучно было бы в современном мире, не будь этого "психологического феномена"!

В Национальной парламентской библиотеке развернута книжная выставка "Жіночі голоси української літератури". На ее открытии прозвучала фраза-пояснение, просто пленившая меня: "К реализации Национального плана действий относительно улучшения положения женщин и внедрения гендерного равенства в обществе на 2001--2005 годы". Даже вопрос феминизма, оказывается, поддается планированию. Организаторы и участники выставки -- литературоведы, представители женских общественных организаций -- шикарно окрестили написанное немужчинами: "женская литература". Думаю, мужские полотенца и мужские ножницы из той же оперы.

Выступающие говорили много, часто опровергая сказанное ранее. Среди прочих прозвучала мысль, повергшая в недоумение, думаю, не только меня: "Женская литература из маргинальной превращается в ту, которая берется говорить о болезненных вещах". Ораторы сами задавали себе вопросы и сами же на них отвечали: "Зачем поэтессы и писательницы, та же Марко Вовчок, выдумывали себе мужские псевдонимы? Чтобы не быть оцененной так, как оценивали женскую литературу в целом". Выходит, большинство пишущих дам были бесстрашными. А может, они просто не знали, чего нужно бояться?

На мой взгляд, у женщины, стремящейся во что бы то ни стало "отойти от стереотипа патриархального общества", в том числе и писательницы или поэтессы, есть два пути.

Первый. Примкнув к движению за равные права с мужчинами, она становится орудием в руках политических сил. Ее, временно превратившуюся в Нечто, через установленное время "прибивают" обратно на место слабой домохозяйки, матери, оставляя вне деятельности настоящих мужиков. Все возвращается на круги своя до очередной "жертвы феминизма".

Второй. Та же история, только с продолжением. Она выворачивает свое эго наизнанку и, стиснув зубы, доказывает пристально наблюдающей за ней общественности, что ничем не уступает мужчине. В результате все радостно и с умилением хлопают в ладоши и по-мужски пожимают ей руки… уже забыв, какого она пола. Женщина превращается в женщину-героя. А герои -- существа бесполые. (Осмыслить вышесказанное может помочь фильм "Солдат Джейн" с бритой Деми Мур в главной роли.)

Да простит великолепная и любимая мною Марина Цветаева за то, что я позволю себе придать ее словам несколько иной смысл, очень ценный в данном контексте. Женщине-герою прощают ту "ироническую прелесть, что Вы -- не он". Вот когда "писак" гнали в шею отовсюду, грозно и пренебрежительно: "Уйди, женщина!" А когда расстреливали (Алена Телига), когда инсценировали самоубийства (Марина Цветаева), никого не волновала принадлежность к сильному или слабому полу. И когда возносили, и качали на руках -- так, что венец на голове придерживать нужно было -- тогда тоже было все равно, Он ты или Она. Сейчас проще: демократия берет свое, чистки среди пишущей братии (тьфу-тьфу-тьфу) канули в Лету.

Вывод напрашивается самый что ни на есть философский: каждому -- свое. Одна "жинка" обожает кастрюли таскать, другая -- штанги многокилограммовые, третья -- детективы пишет, четвертая -- письма сыну в армию или записки мужу. Не всех от феминизма прет и не все, кстати, нуждаются в его массовом внедрении. И далеко не многие, в том числе люди пера, делят литературу на женскую и мужскую.