1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №31 (1376) за 10.02.2003

"ФАНЕРА" НА НАШЕЙ СЦЕНЕ

О засилье фонограммы на эстраде не писал или не говорил, пожалуй, только ленивый. Периодически вокруг этой темы вспыхивают скандалы. То в Интернете появятся уникальные записи того, что на самом деле поет Филипп Киркоров, когда публика наслаждается его танцами под добротно состряпанную фонограмму, хотя и записанную певцом "собственноголосно", то в телевизоре промелькнет интервью с человеком, который пел вместо Криса Кельми, то в печать просочится информация о том, кто делал первые фонограммы за "На-на" или кто пел вместо Татьяны Овсиенко... Правда, в Украине особых скандалов не наблюдалось. То ли все артисты у нас работают только "живьем" (что, безусловно, вызывает большие сомнения), то ли молчание тех, кто "пишется" вместо "звезд", хорошо проплачивается (а вот это уже ближе к истине)...

В рядах зрителей-меломанов уже появились специалисты, которые, как им кажется, могут "с лета" разобраться, когда артист "фанерится", а когда нет. Хотя, если честно, то "живье" от "фанеры" не всегда могут отличить даже профессионалы, потому что хороший звукорежиссер сам подскажет исполнителю, как достоверно обмануть публику. Если раньше полную фонограмму готовили только для радио, телевидения или пластинки, то теперь существует масса хитростей. Как то: специально записать вокал немножко хрипло и неточно по звуковысотности, а можно еще с "дырками" для хорового залового исполнения -- это для полной имитации живого звука. Можно также пригласить "на подпевки" "заслуженный бэк-вокал Украины", прекрасную джазовую певицу Наталию Гуру и просто спеть по верху того, что спела она. Можно подобрать схожих по тембру, но куда более профессиональных (желательно малоизвестных) певцов и тоже получить достойный результат. Главное, потом не дать этим исполнителям "раскрутиться", чтобы никто и никогда не догадался, откуда ноги растут. А возможности компьютерных музыкальных программ? Это же просто находка для безголосых и бесталанных! Уже даже есть анекдот на эту тему: звукорежиссер, изрядно намучившись в студии с "новым русским", возжелавшим собственноручно переиграть первый фортепианный концерт Чайковского, обреченно предложил: "Сыграй медленно гамму до-мажор -- остальное я на компьютере сделаю".

ЛИКБЕЗ: Фонограмма (от греческого phone -- звук) -- носитель записи с записанными на нем звуковыми колебаниями. Существует несколько типов фонограмм -- так называемые "плюсовые" и "минусовые". "Плюсовка" -- это абсолютно законченный продукт, который может звучать на радио, ТВ, на любой бытовой звуковоспроизводящей технике. "Минусовка" -- это инструментальное сопровождение. "Минусовые" фонограммы бывают нескольких типов: "минус один" -- без основного вокалиста (или основной сольной партии, если это инструментальная музыка); бывает "минус два", "минус три" и т.д. -- в этих записях отсутствуют партии тех инструментов, которые на концертах исполнятся "живьем".

По логике вещей, на концертах должны использоваться только различного типа "минусовки". Да и то -- при отсутствии постоянного живого оркестра. Но какая уж тут логика, если приезжая на концерт, большинство артистов везут с собой фонограммы "плюс", а те редкие солисты, которые претендуют на работу под "минус", зачастую удивляют даже организаторов: мол, зачем вам лишние сложности? Вот и получается, что публика, придя на концерт и заплатив иногда немалые деньги за билет, в итоге смотрят на артистов, которые вальяжно фланируют по сцене, не утруждая себя "живым" исполнением. Если в афише указано, что будет "телесъемка", то тут уже никто никого не обманывает: исполнители, которые считают это возможным, работают в живую, а те, кто сомневаются в качестве записи и не хотят для себя антирекламы в телевизоре, честно "фанерятся". Соблюдая условности жанра (у нас, к сожалению, ТВ не всегда может гарантировать качественную запись живого звука), все знают, что рассчитывают дать, и что получить. Как правило, в таких случаях цена на билеты невысокая и зритель заранее благодушно настроен на то, что идет созерцать "танцы артиста под собственную фонограмму" (а иногда и под чужую). А вот, когда артист использует "плюсовки" (как принято говорить в среде специалистов, плюсуется) на собственном сольном концерте -- это уже стопроцентный обман! В таких случаях общение со зрителем сводится к откровенным признаниям выступающего в слабости своего здоровья ("Де ваші руки? Я вас не бачу! Я вас не чую!"). Так и хочется спросить: "Если ты слеп и глух -- так что же ты делаешь на сцене?" А то, что в это время происходит в зале, в свою очередь, скорее напоминает викторину-угадайку: публика занята преимущественно тем, что пытается разгадать, где фонограмма, а где -- "живье".

ВЛАДИМИР БЕБЕШКО, директор студии звукозаписи "МБ- Рекордз", один из лучших аранжировщиков и звукорежиссеров Украины: "Я категорически против живого исполнения в Украине! На концерте предпочитаю посмотреть хорошее шоу с хорошим звуком, а не созерцать мучения артиста, который борется со звукорежиссером и некачественной аппаратурой. Я не хочу получать "рак уха"! Поэтому я намерен посвятить весь остаток своей жизни борьбе с этим. Я не вижу никакого криминала в том, что артист выступает под собственную фонограмму. А вот открывать рот под чужую -- это уже стыдно. Не понимаю, что за радость группе "Hi Fi" иллюстрировать пение своего продюсера. Для себя я определил круг певцов, которых я могу слушать. И если говорить о наших, то это Дима Климашенко, Витя Павлик, Саша Пономарев, Лери Винн. С женщинами сложнее -- многие раздражают. Я саунд-продюсер Таисии Повалий, но даже в ее репертуаре есть песни, которые я действительно люблю, а есть, которые мне, мягко говоря, нравятся меньше. По отношению к Ани Лорак могу сказать одно: неплохо бы ей обзавестись хорошими песнями. Есть еще потрясающая певица Гайтана. Саша Белина -- хорошая певица, но от комментариев воздержусь из этических соображений (Саша -- моя жена). А всем молодым-начинающим нужно построиться и идти учиться петь! Я вообще слушаю только фонограммы и любимое занятие слушать "-1". А самое страшное, что часто на афишах пишут "живой звук", а все равно дурят -- в лучшем случае доигрывают "поверху!"

Артисты старшего поколения, имеющие большой опыт гастрольно-концертной деятельности, конечно же, предпочитают работать "живье". В силу своего жизненного и сценического опыта они не принимают за истину выражение "публика -- дура", а скорее руководствуются принципом "как аукнется -- так и откликнется". Ведь если артист, выходя на сцену, вкладывает в исполнение все свое мастерство и душу, зрители это чувствуют и ценят. Происходит живой энергетический и эмоциональный обмен. И именно ради этого одни выходят на сцену, а другие приходят в зал. Конечно же, ни о каких танцах или прыжках на сцене в этом случае не может быть и речи. Пение -- это тяжелая физическая работа и очень важно, чтобы у певца "не сбилось дыхание". Вы когда-нибудь видели, чтобы оперный певец во время исполнения какой-нибудь сложной арии как угорелый носился по сцене? Конечно, нет. И это не потому, что он не умеет прыгать или в данном спектакле танцы не предусмотрены, а прежде всего потому, что это физически невозможно. В классике танцует балет, а вокальные партии исполняют певцы.

Эстрада -- это синтетический жанр, объединяющий практически все, что относится к понятию искусство. И тут очень важно уловить ту грань, преступив которую, можно из хорошего певца превратиться в посредственного танцора и наоборот. Подросло новое "фанерно-танцующее" поколение "звезд", которые категорически не приемлют живого исполнения или панически его боятся. И в этом не только их вина. "Живым голосом" они поют только в студии во время записи песен, когда рядом есть звукорежиссер, техники, компьютер, в конце концов. Все ошибки можно исправить, перепеть хоть 100 раз и получить хороший результат, а вот на сцене, один на один с публикой, подстраховать некому. Представление о том, что микрофон может все исправить или "дотянуть" -- в корне не верно. Микрофон -- это такая штука, которая не только ярче покажет все достоинства голоса и исполнения, но и во много раз усилит недостатки. Ни один концертный звукорежиссер в мире не сможет дотянуть за вокалиста фальшивую ноту (разве что "смажет" ее и получится "звуковая каша").

АЛЕНА ВИННИЦКАЯ (экс-солистка группы "ВИА ГРА"): "Последний год под фонограмму мы работали не часто -- только в тех случаях, когда в зале не было нормального звука (Ох, как хочется верить, что это было зрителям приятно слышать, памятуя печальный эксперимент группы на "Таврийских играх" -- Авт.) Но все равно, многие не верили, что мы поем живьем. Поэтому нам часто приходилось на концертах петь украинские народные песни а капелла (без сопровождения), чтобы доказать, что мы, таки да, поем. А вот наши фонограммы использовались без нас и без ведома наших продюсеров -- это точно. Как-то моя знакомая обедала в одном из ресторанов города Бремена и ее уверяли, что буквально на днях там выступала группа "ВИА ГРА", и обедала, и даже оставила автографы. А мы никогда не были в этом городе, поскольку не выезжали дальше России. Было еще пару частных вечеринок на Ямайке и в Праге".

АНДРЕЙ ДАНИЛКО: Я давно знаю, что у меня появились "двойники", которые разъезжают по стране. Приезжаем как-то летом в Геленджик и слышим: "Недавно у нас выступали "Геля и Сердючка" -- был переаншлаг, но люди не захотели смотреть эту порнографию, уходили. Очень просто подделать Сердючку на стадионе: парик, берет, дурацкий голос... В Одессе мы видели афишу "Вера Сердючка на презентации клуба". Люди уходили через 15 минут после начала... Как вы понимаете, что к этим якобы "шоу" я не имел никакого отношения. И вообще, не понимаю, зачем такие вещи делать -- они ведь все равно успеха не имеют. Публику не обманешь!

По-настоящему "живых" концертов весьма мало. Вот и получается, что ребята, которые "фанерно" концертируют уже не один год, так до конца и не вкусили, что же такое настоящий "драйв" собственного "живого" исполнения. Они как бы играются в настоящих певцов и певиц, а публика пока это терпит. Если же приходится "минусоваться" или работать полностью "в живую" (т.е. в сопровождении оркестра), то, не имея постоянной такой практики, их хватает на две, ну, максимум, на три песни и то в очень сомнительном изложении. Вот и получается, что можно сходить на концерт и "отслушать" сборник качественных фонограмм, уже 100 раз "прокрученных" по радио и ТВ. Как альтернатива -- можно прослушать "живое" исполнение того же материала, правда, как правило, с таким качеством пения и игры, которые "рядом не лежали" с тем, что обычно слушаешь в записи. То есть в любом случае -- полное разочарование.

В Москве к проблеме фонограммы относятся уже достаточно серьезно. Но, если обратиться к истории, то именно оттуда, из Москвы, на всю территорию бывшего Союза и пришла мода "фанерить" (не надо вспоминать о "Вoney M" и других западных проектах, где кто-то пел вместо кого-то -- мы всегда все пытались "драть" не с Запада, а с Москвы). Еще лет 20 назад (а может и больше) российские ВИА во всю использовали "плюсовые" фонограммы на концертах (особенно часто это практиковалось на стадионах и во Дворцах спорта). И это в то время, когда наши отечественные музыканты еще и понятия не имели, что такое вообще допустимо. Что, опять отстали от "старшего брата"? А стоило ли в этом его догонять?

ИОСИФ КОБЗОН: Закон "О защите прав потребителя", принятый в России, касается в том числе и шоу-бизнеса. Зритель, который на свои средства приобретает билет, имеет право требовать пения НЕ под фонограмму. На сегодняшний день любая серость может заказать себе хорошую песню, записать с профессиональным звукорежиссером отличную фонограмму -- и "раскручиваться". А талантливые люди вынуждены влачить жалкое творческое существование. Поэтому нам хочется помочь талантливым и защитить права слушателей. Многим людям сложно различить фонограммы "минус" и "плюс". Мы не против того, чтобы певцы ими пользовались, только пусть пишут в афише: "Сегодня я пою под фонограмму". Народ заслуживает того, чтобы за свои деньги получать качественный продукт, а мы должны развивать его вкус.

НИКОЛАЙ БАГРАЕВ: Когда говорят, что на одном фестивале "Таврийские игры" звук был хуже, а на другом лучше -- я не согласен. На одном и том же аппарате и пульте работают разные исполнители, у каждого свой звукорежиссер, а звучит у всех почему-то по-разному! Наверное, исполнители должны реально оценивать свое выступление. Но как бы там ни было, проблему решать надо! А начать, мне кажется, можно с требования указывать в афишах и анонсах концертов наличие фонограммы (какой, в каком количестве), а также обоснование необходимости ее использования (к примеру, проведение телесъемки, и т.д.). Понятно, что не всех организаторов и исполнителей это приведет в восторг. Для действительно поющих артистов ничего не изменится. А вот для тех, для кого вопрос "фанерить" или "не фанерить" равноценен гамлетовскому "быть или не быть", это послужит толчком к самосовершенствованию, учебе или просто к постепенному уходу со сцены. (Потому что единственной причиной использования фонограммы "+" для них является неумение петь.)