1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №32 (1377) за 11.02.2003

КАК "УДЕРЖАТЬ" МАШИНУ НА СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ

Зима для водителя -- это всегда испытание. На дорогах -- гололедица, снег, грязь, поэтому все стараются ездить аккуратно.

Зимой безопаснее и проще ездить на полноприводном автомобиле. Однако никакие технические навороты не помогут, если водитель ошибается в элементарных ситуациях.

Сначала -- о шинах: от них во многом зависит, насколько успешно будет выполнен тот или иной маневр. Уважающий себя водитель должен иметь два комплекта шин (летний и зимний). Повысить устойчивость и управляемость на скользкой дороге помогут специальные зимние шины. Жесткие покрышки со стандартными шипами противоскольжения подойдут для загородных, сильно обледеневших дорог или дорог с укатанным снегом. Для езды в городе, где проезжую часть чистят и основную опасность представляет снежно-солевая каша, лучше подойдут более мягкие шины с высокими грунтозацепами. Шипованные колеса не должны быть широкими, чтобы повысить давление на грунт.

Итак, разберем несколько наиболее типичных ситуаций, ошибки в которых могут привести к аварии.

Допустим, на скользкой дороге автомобиль не "реагирует" на поворот руля и продолжает двигаться прямо. Обычно в такой ситуации возникает желание повернуть руль еще круче. Делать этого нельзя! Круто повернутые колеса еще легче заскользят по дороге, и это приведет к полной потере управляемости. В этом случае верните руль в исходное положение и попробуйте еще раз плавно повернуть. Обычно получается.

Многие водители, помня уроки в автошколе, стараются в повороты входить плавно, постепенно увеличивая угол поворота колес. Но достаточно чуть-чуть ошибиться в выборе скорости прохождения поворота, и передние колеса могут сорваться в скольжение. Чтобы этого избежать, нужно "загрузить" их весом автомобиля. Сделать это несложно: в последний момент перед поворотом резко закройте газ или включите пониженную передачу. Машина как бы "клюнет носом", в этот момент (он длится около 0,1 сек) и надо начать поворот.

На скользкой дороге нужно очень осторожно пользоваться тормозами. Во многих случаях тормозную педаль лучше совсем не трогать. Например, если в повороте уже допущена ошибка, описанная выше, и колеса повернуты до упора, торможение с блокировкой колес приведет к полной потере управляемости. Если автомобиль попал в глубокий (по амплитуде) занос, торможение переведет его в боковое скольжение.

Весьма полезной на скользкой дороге может оказаться и педаль сцепления. Оказывается, ею можно пользоваться не только для переключения передач, но и для управления машиной. Если после заноса машина начала вращаться, кратковременное (!) выключение сцепления может остановить вращение, а при экстренном торможении сцепление смягчит включение низших передач. Если же машина начала вращаться, то лучше на короткое время выжать сцепление, чем нажать на тормоз.

В зимних условиях рычаг стояночного тормоза в умелых руках превращается из пассивного органа управления в активный. Он может заменить торможение левой ногой. Кратковременное притормаживание задних колес "ручником" вызовет их занос, и машина займет правильное положение на траектории поворота. Но этот прием требует тренировки. Здесь нужно научиться действовать рычагом уверенно, энергично и очень быстро, точно дозируя время его включения.

На скользкой дороге переходить на высшие передачи желательно с небольшой паузой на "нейтрали", чтобы сделать разгон более мягким. При включении пониженных передач рекомендуется пользоваться перегазовкой.