1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №35 (1380) за 14.02.2003

"НЕ МОГУ ВИДЕТЬ, КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕСЧАСТЕН"

В капризном мире моды ее давно величают "королевой трикотажа", а саму себя она называет "рыжей славянкой". Ее бабушка родом откуда-то из украинских степей. Но и без этой биографической детали она явно выделяется в парижском и мировом бомонде. Много лет носит одну и ту же прическу с длинной челкой ярко-рыжих волос и темные, преимущественно черные длинные одежды. Но главная особенность этой женщины -- она глава большого модного мира под своим именем -- Соня Рикель.

Главный офис, магазин и мастерская мадам Рикель находятся в старинном здании на центральной парижской улице Сен-Жермен прямо напротив украинской церкви и памятника Тарасу Шевченко. Наш визит сюда предполагал не только встречу с самой мадам Рикель, но и с ее дочерью Натали, которая сегодня является генеральным директором этого большого модного хозяйства. Семейственность вообще присуща "империи Рикель". Здесь работают еще сестра Сони и муж ее дочери. Подрастают три внучки, которые, возможно, тоже неизлечимо "заболеют" этим пестрым миром одежды, парфюмерии, сумок, украшений и аксессуаров.

Она философски относится ко многим вещам -- наверное потому, что прожила непростую женскую жизнь... В семье Рикель рождались одни девочки. Еще Сонина мама мечтала о мальчике и даже имя ему подобрала -- Жан-Филипп, но ожидания оказались напрасными. У Сони тоже первой родилась девочка, а уж потом -- долгожданный мальчик! К сожалению, вскоре обнаружилось, что всеобщий любимец Жан-Филипп от рождения слеп. Но Соня решила вырастить абсолютно приспособленного для мира человека и сегодня Жан-Филипп -- успешный профессиональный музыкант. Можно только представить, какого душевного мужества это стоило.

В ее "келье", отгороженной от большого ателье, никогда не бывает дневного света, а горит только приглушенный, и везде в творческом беспорядке разбросаны рисунки-эскизы. Сама мадам в черном платье с меховой оторочкой, худая, с мягкими медленными движениями, по-кошачьи устроилась в кресле и напоминает сошедшую со своего акварельного рисунка диву.

-- Я стала модельером совершенно случайно. Еще очень юной вышла замуж за своего Сэма, в которого по-сумасшедшему влюбилась, а он начал работать в сфере высокой моды... Но самые давние мои воспоминания -- это моя мама, которая для нас, детей, вязала свитера.

-- У ваc остались какие-то особенные традиции из детства, которые вы потом перенесли в свою семью?

-- Дедушка с бабушкой приехали из России, а мои родители и я родились уже во Франции. Безусловно, в семье осталась традиция славянской кухни: борщ, какие-то мучные изделия... Всегда присутствовал самовар. Но мы уже жили типичной французской жизнью. Хотя много времени проводили за городом, в деревне. В большом доме бегали четыре моих родных сестры и двоюродные братья -- такая большая стая детишек. Это напоминает дворянские имения, как в чеховских рассказах. Что еще во мне славянского -- так это мой характер и стиль работы: всегда какие-то сомнения, переживания, а потом вдруг радость, что хорошо получилось...

"ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО НЕ ВЫЗЫВАЛО У МЕНЯ СОМНЕНИЙ -- ЖЕЛАНИЕ ИМЕТЬ МНОГО ДЕТЕЙ"

-- Если бы вы не стали модельером, какую профессию могли выбрать?

-- Насколько я помню, у меня в юности были мысли о том, что я не хочу работать. Если бы меня тогда спросили об этом, возможно, сказала бы, что хочу стать актрисой или писательницей. Единственное, что не вызывало у меня сомнений -- это желание иметь много детей.

-- Натали пошла по вашему пути...

-- У моих двоих детей было детство с постоянно работающей мамой. Натали постоянно была со мной и потому выросла в этой атмосфере. Потом, уже получив образование, она попробовала две-три профессии, но все-таки пришла работать ко мне. Натали конечно же "вышла" из меня, но и отошла от меня, благодаря своей энергичности и интуиции...

-- Конечно же, у парижских женщин свой неповторимый шарм. Но они все равно, как и другие женщины, ходят озабоченные, -- с сумками, с детьми. Что вы чувствуете, когда видите женщину, переполненную проблемами?

-- Очень огорчаюсь. Я просто не могу видеть, когда человек несчастен -- это меня разрушает. Вообще, судьба каждого в его руках. Главное -- самой искать решения своих проблем. Если женщина считает, что может кардинально решить свои проблемы, купив две-три вещи в бутике... Я не думаю, что это так.

"КОГДА МНЕ ПЛОХО, Я ПРОСТО ЖДУ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН"

-- Мир моды такой яркий и красивый... Но можно ли сказать, что он и жесток одновременно?

-- Все миры достаточно жестоки -- мы видим сегодня много агрессии и драматизма. А был ли мир моды жестоким ко мне? Нет. Наоборот, я всегда чувствовала его нежное, ласковое отношение ко мне, даже несмотря на то, что несколько моих коллекций не были успешными. Я все время в работе, знаю цену своему времени, хочу как можно больше успеть. Я ценю творчество своих коллег-кутюрье, потому в ответ получаю то же. Но это мое личное впечатление, а как на самом деле -- я не знаю.

-- Что для вас значат показы ваших коллекций?

-- Я всегда желала, чтобы дефиле проходило как праздник. Но за этим стоит страшно изнуряющий труд. Это шесть месяцев работы, которые оценивают за пятнадцать минут! Я всегда боюсь, что после моего показа или ничего не скажут, или скажут, что уже все, ее работа закончена. Дефиле -- это двойная игра: с одной стороны труд, с другой стороны -- это возбуждает. Это процесс, который заставляет меня быть в хорошей форме и ощущать себя молодой.

-- Говорят, вы имеете отношение к созданию фильма "Высокая мода", где играли такие звезды как Анук Эме, Софи Лорен, Ким Бессинджер, Джулия Робертс, Марчелло Мастроянни?

-- Да, действительно, после просмотра одной моей коллекции у режиссера Роберта Олтмана возникла идея создать фильм о высокой моде. А Анук Эме, моя близкая подруга и чудесная актриса, играла героиню, которая как бы представляла меня.

-- Говорят, что людям с рыжим цветом волос на роду написано много работать, так как они "отмечены солнцем". При том, что вы действительно трудоголик, находите время для себя?

-- Работа и личная жизнь -- я не разделяю эти понятия. По-моему, женщины допускают большую ошибку, когда приносят себя в жертву семье, мужчинам, детям. Что касается моего цвета волос, я знаю, что он всегда вызывал удивление, но мне это нравится. Я ведь никогда не оставалась незаметной.

-- Вы выпустили книгу "Красные губы", записали диск, где декламировали переписку Жорж Санд и Шопена, занимаетесь дизайном мебели... Где вы берете для всего этого силы, время?

-- Когда я утром встаю, то немного пишу, потом рисую, фиксирую какие-то впечатления... Даже когда еду за город, везу с собой все записи и альбомы. А когда мне плохо, я просто жду лучших времен. В трудные моменты беру себя в руки и что-то делаю, но это все равно трудно и неприятно. Всем нам приходится себя переламывать...

В пожелании нашим читателям Соня Рикель написала одно короткое, но такое емкое слово: "Liberti!" -- "Свобода!"