Выпуск газеты Сегодня №35 (1380) за 14.02.2003
В СТОЛИЧНОМ ТРАНСПОРТЕ УСТАНОВЯТ "ЧЕРНЫЕ ЯЩИКИ"
Правда, то время, когда в столичный автобус или троллейбус бесплатно не войдешь, наступит не раньше, чем в 2004 году.
-- На новые компостеры нужны немалые деньги, а инвесторов пока не нашли, -- поясняет Сергей Литвинов, начальник управления координации, планирования и анализа доходов КП "Киевпастранс". -- Но если средства появятся, то оснащать электронными приборами контроля все 1600 единиц подвижного состава -- нецелесообразно. Новинка -- уровень евростандарта. Зачем устанавливать ее в старые изношеные машины? Электронными компостерами экипируют новые.
В качестве пробного варианта одна из модификаций компостеров уже "катается" на троллейбусном маршруте №15 -- пластмассовые коробки отмечают в талончиках дату и время поездки. Но это только начало. В идеале, кроме компостирующих приборов, появится бортовой компьютер в кабине водителя, который при помощи специальных датчиков будет регистрировать состояние мотора в процессе движения, реальный маршрут (в смысле, не отклоняется ли он от заданного) и поглощение электроэнергии. Он также будет выполнять функции "черного ящика".
Компьютер "взвесит" каждого вошедшего пассажира, и если тот не закомпостирует талон, подаст сигнал. Получается, для такого механизма нынешняя система расчета за проезд (талоны, проездные, льготные документы) не подходит. Поэтому мы будем покупать специальные карточки (льготникам их выдадут бесплатно). Возможно, с введением новых компостеров должность контролера ликвидируют. Выполнять указания бортового компьютера предстоит тем же кондукторам. С ними будут рассчитываться за проезд иногородние.
Нововведения сулят не только повышенный контроль за оплатой проезда, но и удобства для пассажиров: электронные табло в салоне высветят название маршрута, курс следования и местонахождение. Информация будет озвучиваться.
Один комплект (компьютер и 5 компостеров) обойдется в 6--8 тыс. грн. Их сборка уже налажена в Киеве (по польскому аналогу).