1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №36 (1381) за 15.02.2003

"ДУШЕВНАЯ" НАУКА "ВЫРОСЛА" В СИРОТСКОМ ПРИЮТЕ

Американец Эдвард Ли Торндайк, еще будучи студентом университете Уэсли, перевел "науку о душе" в плоскость исследования рефлексов и начал работы по психологии в сиротском приюте. Сидящий напротив него ребенок должен был угадать мысль на расстоянии. За правильный ответ он получал конфетку. Коллеги говорили, что схема опыта -- лишь игра ума Торндайка. Однако она отражала новейшие веяния в психологии конца 1880-х годов. Ученый исходил из того, что слово -- это моторный акт, и даже произнесение его "про себя" дает едва заметные изменения мышц лица. Эти микродвижения и должны были "прочитывать" дети. Однако им об этом не говорили: обращение к сознанию исключалось.

Странные опыты с детьми скоро запретили, и Торндайк взялся за животных. Он увлекся идеями английского ученого Джеймса и перевелся в Гарвардский университет -- слушать лекции передового психолога. Одновременно ставил опыт с цыплятами: учил Берту и Сьюзен находить выход из лабиринта, подвал для которого предоставил студенту сам Джеймс. Фактически это была первая лаборатория по зоопсихологии. "Лабиринт Минотавра", как шутили коллеги, был достаточно сложен, но цыплята быстро научились проходить его на "отлично". Именно в этом подвале Торндайк провел большинство опытов для своей диссертации 1898 года "Интеллект животных". К своим выводам он пришел на два года раньше, чем знаменитый физиолог Иван Павлов.

Были и другие первооткрыватели зоопсихологии -- дрессировщики братья Анатолий и Владимир Дуровы. В то время прокатилась волна трагедий: в трех зарубежных цирках большие кошки -- львица, тигр и две пантеры -- растерзали своих дрессировщиков, когда те подстегивали их копьем или огнем. Дуровых же питомцы понимали с полуслова. Говорили, что братья используют гипноз и магию, а они просто интуитивно соблюдали законы еще не родившейся науки -- воспитывали своих подопечных в зависимости от темперамента.