1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №36 (1381) за 15.02.2003

ЗА МУКУ И САХАР РАССЧИТЫВАЛИСЬ... КРАДЕННЫМИ АВТОМОБИЛЯМИ

Эта детективная история -- поистине "берегись автомобиля!" -- началась в 1997 году, когда в УБОП Сумской области поступила информация о местной преступной группировке, проворачивавшей "транспортные" махинации с невиданным размахом. Когда эти сведения стали проверять, оказалось, что нити в украинский город вели из Москвы...

В ходе отработки "автобизнеса" убоповцам удалось установить состав сумской преступной группы, в которую входили 16 человек. Организатором и лидером был ранее судимый Арзу Джафаров. Его правой рукой являлся Николай Денисенко по кличке "Денис". Были в группировке и специалисты по решению "технических вопросов" -- Вишневский, Саенко, Шкарин. Они занимались заготовкой поддельных документов, поиском подставных лиц, оформлением на них ворованных машин в ГАИ и реализацией автомобилей. Еще один "отдел" группировки составляли перегонщики -- Катаев, Дидоренко и Бочаров.

-- Предварительное следствие установило, что участники группировки Джафарова наладили тесные связи с их московскими "коллегами", -- рассказывает замначальника УБОП УМВД в Сумской области Николай Медведь. -- По предварительному сговору москвичи сохраняли ворованные машины в автокооперативах, изменяли номера двигателей и кузовов, уничтожали особые приметы и противоугонные обозначения российской ГАИ. Затем по телефону передавали сумским подельникам "новые" данные этих автомобилей, согласовывали условия их приобретения и перемещения через границу.

Согласно договоренности, небольшое количество машин переправляли в Сумы с поддельными российскими и прибалтийскими регистрационными документами, доверенностями и государственными номерами. Большую же часть похищенного транспорта получали в Москве джафаровские перегонщики-сумчане.

Люди Джафарова, получив данные по телефону, заполняли на фамилии перегонщиков доверенности. Водители, обеспеченные "липовыми" документами, номерными знаками и деньгами, гнали машины из Москвы в Сумы. Миновав таможенный контроль, ставили автомобили на стоянки, причем сразу снимали с них использованные госномера и уничтожали поддельные документы. Затем приступали к следующей фазе операции -- сбыту.

Преступники подыскивали в Сумах и области жителей, готовых оформить этак долларов за 50 на себя автомобили. Для "работы" требовался лишь паспорт. Бланки российских справок-счетов, иностранных регистрационных документов и договоров купли-продажи джафаровцы заполняли на этих подставных покупателей. Конечно, требовалось еще заполнить таможенные декларации на ввоз автомобилей в Украину. Но и эта проблема была решена.

Участники группировки наладили тесные контакты с шестью сотрудниками приграничных таможенных постов. Те за определенную плату оформляли машины по поддельным документам. Уже после этого транспорт ставился на учет в ОРЭО Управления ГАИ Сумской области.

-- Легализовав таким образом ворованные авто, преступники подыскивали покупателей, -- продолжает рассказ Николай Медведь. -- Сбывали машины и частникам, и организациям за наличный расчет. Кроме того, составляя от имени "подставников" бартерные договора, получали за свой товар партии сахара, муки и прочих продуктов.

За весь период своей деятельности участники группировки Джафарова легализовали 250 автомобилей, похищенных на территории России. В течение 1999--2000 годов правоохранителям удалось задержать и арестовать 12 участников группировки, включая самого Джафарова. Его "правая рука" Денисенко, едва прослышав о первых арестах подельников, срочно выехал в Россию, но вскоре был задержан сотрудниками правоохранительных органов Москвы.

Почувствовавший "запах жареного" специалист по решению "технических вопросов" Шкарин тоже смотался в неизвестном направлении и был объявлен в международный розыск. Бегать ему пришлось недолго. Шкарина изловили в Киеве и затем препроводили в Сумы.

Учитывая громадный объем "работы", проделанной преступниками, следствие длилось почти два года. Одних только экспертиз потребовалось провести немыслимое количество: подчерковедческие, экспертизы узлов и агрегатов автомобилей. Немало времени заняла выемка документов, послуживших основанием для регистрации транспорта и его перепродажи. Кроме этого, необходимо было установить всех подставных лиц, свидетелей и пострадавших в результате афер покупателей.

Около полутора лет длилось судебное разбирательство. Приговором Ковпаковского районного суда города Сумы действия обвиняемых были признаны как действия в составе организованной преступной группировки. Лидер группировки Джафаров был осужден к 6 годам и 6 месяцам лишения свободы с конфискацией имущества. Четверо наиболее активных участников приговорены к менее длительным срокам отбывания наказания, но также с конфискацией имущества. И еще пятеро -- к лишению свободы с испытательным сроком.

Кроме того, были осуждены и шестеро бывших сотрудников таможни, помогавшие "джафаровцам". Их лишили должностных званий и права занимать должности, связанные с перемещением через границу товаров.

В счет конфискации у осужденных изъято в пользу государства товарно-материальных ценностей на общую сумму более 225 тысяч гривен.