1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №36 (1381) за 15.02.2003

К ПОДОРОЖАНИЮ ГОРЮЧЕГО -- БУДЬТЕ ГОТОВЫ!

Автомобилисты, не обольщайтесь небольшим зимним (на 2-5%) удешевлением "горючки": еще до конца февраля оно сменится серьезным подорожанием. А к середине марта, если не начнутся боевые действия в Ираке, цена украинских нефтепродуктов поднимется на треть, а если начнутся -- на половину. Вину за критическую ситуацию отечественные производители горючего возлагают на Национальную комиссию по регулированию энергетики (НКРЭ) и "Укрзалізницю", повысившие тарифы на свои услуги. И утверждают, что предотвратить ценовой взрыв может лишь оперативное вмешательство правительства.

Мы уже привыкли, что нефтепродукты начинают дорожать с приходом весны, когда оживает не только природа, но и спрос на ГСМ. Но если в прошлом году в феврале горючее подешевело на 14--18%, то к концу нынешней зимы эксперты предсказывают подорожание на 10%.

"Заводы держались, как могли. В январе, несмотря на мировой рост цен на нефть, стоимость горючего в Украине плавно снижалась. Она оставалась бы низкой, если бы не целый букет факторов. Мало того, что Кабмину не удалось убедить Россию отказаться от взимания НДС при экспорте нефти в Украину -- было принято необъяснимое решение о поднятие тарифов", -- комментирует Николай Приймак, гендиректор ПО "Укрнефтехимпереработка".

В конце января по рынку нефтепродуктов был нанесен тройной удар. НКРЭ повысила стоимость транспортировки нефти, объясняя это необходимостью увеличения доходов из-за снижения транзита российской нефти по участку Суходольная--Новороссийск. Напомним, Россия в прошлом году построила обводной маршрут, и теперь нефть через территорию Украины в Новороссийск не поступает. Но обоснованность такого решения НКРЭ вызывает сомнения. Во-первых, получается, что теперь из-за увеличения тарифов пострадают не нефтяники из РФ, которые гонят свой товар на экспорт, а российские нефтекомпании, поставляющие сырье на украинские НПЗ, а значит -- наши потребители ГСМ. Во-вторых, работающие в Украине россияне -- "ЛУКОЙЛ", "Татнефть", "ТНК", "Группа Альянс", "Роснефть" -- и так увеличивают объемы прокачки нефти в Украину, частично компенсируя потери "Укртранснафты". "В этой ситуации тарифы должны снижаться, а они повышаются на 38-39%. Правительство просит нас на период весенней посевной кампании не поднимать цену на горючее -- и тут же позволяет увеличить тарифы, которые задают себестоимость продукта. Не исключено, что теперь нам придется увеличить цены реализации", -- говорит "Сегодня" Александр Городецкий, президент ПИИ "ТНК-Украина".

Одновременно "Укрзалізниця" подняла тарифы на транспортировку нефти и мазута на 27%; автомобильного бензина, авиационного и дизельного топлива -- на 15%. "Прежде чем принимать такие решения, НКРЭ и "Укрзалізниці" надо было бы посоветоваться с производителями, -- считает Алексей Кулик, маркетолог компании "Нафта-Херсон", которая реализует нефтепродукты Херсонского НПЗ. -- В общем, "благодаря" этим решениям, предпосылки для удорожания нефтепродуктов есть".

На НПЗ "Галичина" сообщили "Сегодня", что уже вынуждены поднять отпускные цены на 100 грн. за тонну. То же самое придется сделать на Лисичанском, Кременчугском, Херсонском НПЗ, "Нефтехимике Прикарпатья". "Сложилась странная ситуация: повышать расценки на перевозки без предварительного обсуждения -- это абсурд, -- отмечает Евгений Яровой, заместитель коммерческого директора ОАО "Нефтехимик Прикарпатья". -- И вот мы вынуждены увеличить на 10% отпускные цены на свои нефтепродукты".

Самые пессимистические прогнозы предполагают, что если в ситуацию с повышением транспортных тарифов не вмешается премьер-министр, то к середине марта стоимость оптовых партий дизтоплива превысит 1550 грн./тонна. А значит, договоренность между правительством и производителями нефтепродуктов будет сорвана по форс-мажорным обстоятельствам из-за элементарной несогласованности работы министерств и ведомств. А в итоге и посевная окажется под угрозой срыва, и кошелек среднего автолюбителя "заболеет" хронической дистрофией.