1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №36 (1381) за 15.02.2003

КАЖДЫЙ ЖИЛЕЦ -- КУЗНЕЦ ОБЩЕГО СЧАСТЬЯ

Существуют две точки зрения на то, как реформировать коммунальное хозяйство. Одна -- передать функции обслуживания населения энерго- и водопоставляющим организациям. Другая -- полностью изменить суть управления жилкомхозом, предоставив самим жильцам многоквартирных домов "право и обязанность" озаботиться этими вопросами. Попробуем рассмотреть "за" и "против" обеих позиций.

Дабы справиться с возросшей нагрузкой, энергетики и водопроводчики будут вынуждены создать структуры по обслуживанию внутридомовых коммуникаций, ведению расчетов с населением. Для них это -- дополнительные производственные площади и новые сотрудники. Понятно, что сие увеличит стоимость сервиса и приведет к повышению тарифов на тепло и воду. Кроме того, и жэки ликвидировать не будут, ведь надо же кому-то выполнять текущие ремонты, убирать территорию, вывозить мусор. Таким образом, хозяйство домов так и останется под их ненавязчивым, но далеко не бесплатным обслуживанием. В то же время, сосредоточение производства, доставки тепла и воды в одних руках приведет к централизации этих услуг, что противоречит антимонопольному законодательству.

На мой взгляд, предпочтительнее отдать эту сферу на откуп жильцам. На Западе главное условие нормального коммунального обслуживания -- наличие хозяина дома. А у нас до сих пор за дом в целом отвечает жэк, а за отдельные квартиры, если они приватизированы -- их хозяева. Значит, хотим мы этого или нет, но обречены жить "в коллективе" и придерживаться определенных правил. Однако многие владельцы приватизированных квартир самовольно меняют планировку, перестраивают балконы, переносят батареи отопления и даже оранжереи в комнатах устраивают. Есть примеры, когда жильцы отказываются от отопления или начинают обогреваться автономно, не учитывая, что технически это не предусмотрено. Естественно, никто, кроме их соседей, не сможет по-настоящему позаботиться, дабы "правила общежития" соблюдались.

Поэтому мне представляется такая картина: каждый дом, независимо от того, приватизирован он или нет, должен иметь отдельное, избранное его жильцами правление, которое получит юридические права и финансовые средства на оплату жилкомуслуг. Все работы по обслуживанию хозяйства дома, расчетам с жильцами за полученные услуги, связям с внешними организациями осуществляют нанятые специалисты, которые составляют службу дома. Сегодня, в условиях безработицы и наличия значительного количества трудоспособных пенсионеров, найти таких спецов за небольшую плату будет несложно. Администратор дома сможет конкретно выяснять причины возникновения квартирного долга, где нужно -- применять жесткие меры или же, напротив, искать пути для оказания помощи людям. Домовая "управа" посодействует социальным службам при выделении субсидий или адресной госпомощи. Кроме того, более зажиточные жильцы могли бы делать спонсорские взносы домовой службе на выполнение конкретных работ по благоустройству здания и прилегающих территорий. (?! -- Ред.) Для выполнения инженерных, строительных и других работ могут привлекаться различные организации, в том числе и жэки -- с оплатой после выполнения заказа.