1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №36 (1381) за 15.02.2003

"В 50 ЛЕТ ЕЩЕ МОЖНО СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ -- ЗНАЧИТ, НИЧЕГО НЕ ПОТЕРЯНО"

После первой статьи, которую я о нем написала на первом курсе театрального института, один из преподавателей обозначил жанр этого опуса как "признание в любви с желанием привлечь к нему общественное внимание". Очевидно, так оно и было. Он казался недосягаемым, но все равно единственным. С тех пор прошло десять лет. Целых десять -- и я рискую об этом говорить вслух. Всего десять. И когда личная жизнь претендует на очередную трагедию, я вдруг случайно встречаю Его и спохватываюсь: а чего я, собственно, распереживалась из-за какого-то хмыря? Ведь знаю, каким должен быть настоящий мужчина -- таким, как Анатолий Хостикоев.

Сегодня ему исполняется 50. На афише юбилейного вечера очень серьезный карапуз, сидя на детском стульчике, прижимает к себе игрушку. Ножки не достают до пола. Это юбиляр. Отличный "трюк" -- он сам придумал. Удивительно, но нашлись даже желающие возмутиться -- мол, несерьезно все это. Почему? Очень даже серьезно -- вон, рядом написано: народный артист Украины, лауреат Национальной премии имени Шевченко... И лицо на фотографии, повторяю, очень сосредоточенное. Этот малыш, конечно, еще не знает, что к 50 годам сыграет множество ролей...

МЕДВЕЖОНОК

Эту роль Толя Хостикоев всегда играл на ёлках в детском саду. "Потому что был самым толстым и высоким, -- поясняет он. -- Бабушка сшила мне костюм из марли, выкрашенной в какой-то жутко-коричневый цвет, тапочки сделала из вафельного полотенца. Злым медвежонком быть у меня никогда быть не получалось, но я что-то там рычал, кувыркался -- и все "зайчики" разбегались. До сих пор всех этих "зайцев" помню. Вот Коля Кулинич -- ныне помощник чрезвычайного посла в Сеуле..."

Именно этот "заяц" по окончании школы подбил нашего героя поступать в театральный. Анатолий Георгиевич, наоборот, собирался на геолого-разведывательный. А в артисты? Зачем? Разве что девушек красивых в театральном было много. Это ему понравилось. Но мы пропустили пару интересных ролей.

АНТОН

Так его величали на родной улице Владимирской и до сих пор зовут "боевые побратимы" тех лет, когда школьник "Антон" по-взрослому дрался с соседними улицами -- Горького, Тарасовской... Он был одним из самых "крутых" бойцов и даже компании постарше выставляли именно его на честный бой.

Еще раньше второклассника Толю, как самого представительного, сверстники обычно командировали "стрелять" сигареты на всю компанию. "Во втором классе я действительно начал курить, -- рассказывал мне Анатолий Георгиевич. -- И курил класса до 4-го. А потом мама нашла у меня какие-то спички, "бычки". Прихожу домой из школы, вижу: сидит бабушка, вся в слезах, мама "траурно" говорит: "Толя, я поняла, что ты куришь. Но у тебя особенный организм, я тебе раньше этого не говорила... Помнишь, мы делали анализ? Так вот, тебе категорически нельзя курить! Ты давно куришь?" Я, конечно, испугался, стал врать, что мне подбросили... "Ты должен правду сказать! Тогда, возможно, мы тебя еще спасем. А так -- тебе осталось жить совсем чуток..." Я начал жутко плакать. Говорю: "Месяц, как курю". -- "Срочно в больницу!" А мама -- медработник. Зашла в кабинет, поговорила с врачами. Выходит врач: "Нмедленно -- на операционный стол!" Бог ты мой! Я так кричал! Полдня меня мучили, делали клизмы, промывания желудка, издевались, как хотели, но таки добились своего -- отучили! Аж до института".

Классе в 7--8-м наш герой бегал в киоск за вином. "Наливали мы его в маленькие бутылочки; бутылочку -- во внутренний карман пиджака, через рукав продета трубочка. Сидишь на уроке, слушаешь учителя -- и вино потягиваешь. Красота!.. Но, откровенно говоря, никогда не злоупореблял ни тем, ни другим, потому что я всегда был занятой человек. Даже в детстве. Окончил музыкальную школу и спортшколу, даже играл за юношескую сборную Украины по баскетболу..."

СПОРТСМЕН

Несмотря на приличные оценки, учителя говорили: "У тебя два пути: либо -- институт физкультуры, либо -- тюрьма". Баскетболом Хостикоев занимался всерьез, на соревнования его, опять же, брали в команде с ребятами на год постарше. "Я играл центровым -- это обычно самые длинные хлопцы... Но так как у меня тогда было метр девяносто два, а уже появились ребята по два метра -- я стал правым крайним нападающим..."

Ему уж и место в одной из команд "застолбили" -- а он возьми да и поступи в театральный институт. Но играть продолжал, и на четвертом курсе вместе с институтской командой даже выиграл чемпионат Украины среди вузов министерства культуры.

СТУДЕНТ

Он учился у легендарной Ирины Молостовой, которая славилась умением воспитывать великолепных актеров-мужчин... Неимоверно энергичная, строгая, но за своих студентов -- всегда горой... На их выпускной спектакль "Вестсайдская история" весь город бегал. Ирина Александровна мечтала на базе этого курса создать молодежный театр, но в судьбоносный день, за два часа до показа спектакля "на высшем уровне" в институте вдруг вырубился свет. Только много лет спустя стало известно, что это был приказ начальства...

...Третьекурсники Надя и Толя решили пожениться во время лекции по философии. Да так срочно, что отпросились у педагога и помчались подавать заявление в загс в кузове цементовоза. Уговоры родителей и педагогов повременить с женитьбой не действовали. Говорят "совет да любовь"... Какой уж тут совет, когда любовь?

По окончании института супруги вместе уехали во Львов, в Театр имени Заньковецкой, где главным режиссером был Сергей Данченко. До сих пор Хостикоев с нежностью вспоминает тот период. Например, такую деталь: когда его забрали в армию, спектакль "Прапороносці", где он играл Черныша, просто сняли с репертуара, хотя он был безумно успешен у зрителей. Потому что незаменимые -- есть.

СОЛДАТ

Служил он в погранвойсках в Закавказском военном округе. Прошел самую страшную школу дедовщины. Говорить на эту тему не любит, хотя любители "жареных" и "соленых" подробностей его часто об этом расспрашивают. Он вспоминает, как в Новый год сидел на армянском кладбище, на каком-то холмике, ровно в 12 часов ночи смотрел на Полярную звезду, потому что они с Надей договорились -- посмотреть на звезду и хотя бы так поздравить друг друга... "Рвал зубами куски от какой-то горбушки и слезы лились из глаз сами собой..."

Ночью, когда казарма засыпала, он запирался в туалете и писал дневники. "Хранить эти тетрадки было негде, поэтому постоянно носил их с собой под гимнастеркой. Единственным человеком, которому я потом показал свои записи, был Иван Миколайчук..." Кстати, именно Миколайчук первым пригласил Хостикоева в кино -- в свой фильм "Вавилон ХХ".

НАКОНЕЦ, АРТИСТ

Актерства в нем нет ни капли. И позерства нет. Он антиактер, если хотите. И Отелло, и Воланд, и Кин, и поручик Лукаш, и даже Эней -- все они поражают, прежде всего, какой-то внутренней могучей силой, мощью. Его эмоциональный диапазон огромен: от внутренней бури при полном внешнем покое -- до абсолютной естественности в моменты, когда цунами страстей вырывается на волю и хлещет через край.

В 1978-м он вернулся в Киев. Сначала -- в Театр имени Леси Украинки, где проработал два года. Боюсь ошибиться, но по-моему, творческое и личное у него связаны таким прочным узлом, что и не распутать... Всколыхнувшая столицу "Сказка про Монику" для Хостикоева означала не только громкую славу, но и большую любовь -- Любовь Кубюк. И рождение обожаемого сына -- Георгия... Пройдут годы, и другой выдающийся спектакль, мюзикл "Белая ворона" на сцене Театра Франко, станет началом новой любви и новой семьи -- с Натальей Сумской. "Люблю состояние, когда входишь в работу настолько, что спать не можешь, вскакиваешь среди ночи, -- говорит он. -- И я точно знаю, что если ночью не сплю -- значит, эта работа обязательно получится! Так было с "Белой вороной" -- я ночью придумал сцену, где мы с Наташей летаем..."

ВОСТОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Ситуация была не из легких, но Анатолий Георгиевич приложил максимум дипломатических усилий, чтобы не ранить своих близких, насколько это было возможно. Отшучивался, что ему, как "восточному человеку", и где-то даже султану (см. сериал "Роксолана"), так и положено... Отец его по национальности был осетином. Мама -- украинка. Они познакомились на фронте, и Валентина привезла Георгия в Киев. Потрясающе трепетное отношение отца к маме -- к Женщине! -- Анатолий Георгиевич не то чтобы запомнил... Он просто не представлял себе, как может быть иначе...

Теперь оба сына играют с ним вместе. Георгию 21 год, он окончил институт и принят в труппу Театра Франко, снялся в нескольких фильмах. "Я с отцом пока не работаю на сцене, к сожалению, а очень бы хотел, -- говорит Георгий. -- Думаю, что не было бы никаких сложностей... До поступления в институт я, если что-то показывал отцу, -- это была мука! Вернее, я просто не показывал ни отцу, ни маме. Жутко смущался. Отец просил: "Ну как это -- ты передо мной не можешь? А перед всеми -- как же?" Я кричал: нет, папа, кто угодно, но не ты! Отвернись!.. А теперь, наоборот, классно: он -- самый желанный зритель в зале. Потому что чувствует меня лучше всех".

Шестилетний Славик, сын Анатолия Хостикоева и Наталии Сумской, уже тоже тоже играет с родителями. Крутит головокружительные сальто и кульбиты в спектакле "Кин IV".

1001 ИНТЕРВЬЮ

"Ты что, я же тебе уже все рассказал?!" -- с неподдельным ужасом восклицает юбиляр, когда я ему предлагаю записать очередное интервью. Он почти прав: зачем повторять то, что и так не раз рассказано? Поэтому биографию не трогаем. Говорим только о том, как Анатолий Георгиевич Хостикоев ощущает себя сегодня. Сидеть на бортике оркестровой ямы посреди зала почему-то ужасно уютно...

-- На какой возраст вы себя реально ощущаете?

-- Реально -- на тот возраст, который есть. Но я не знаю, как должен себя ощущать мужчина в 50 лет. Если так, как я себя ощущаю -- то это хорошо.

-- Возраст не вызывает смущения, неловкости и т.д.?

-- Перед кем? Перед самим собой -- нет. Перед друзьями -- нет. Перед зрителями? Абсолютно. Это женщина может скрывать, а мужчине не пристало скрывать свой возраст. Может быть, я уже не смогу сделать тех ошибок, которые я совершал в молодости. Но я еще способен натворить других ошибок. Если у человека есть возможность совершать поступки и делать ошибки -- значит, еще ничего не потеряно.

-- Вы когда-нибудь относились к себе серьезно?

-- Всегда! Конечно. Потому что знаю... что серьезно к себе относиться нельзя. К профессии -- да, серьезно. Но легко. Наша профессия не терпит самоуглубления, самооценки. То есть, цену-то я себе знаю -- у меня высокая актерская оценка -- но об этом нельзя думать. Просто стараюсь держать эту планку.

-- А как насчет режиссуры? Вы явно будете продолжать этим заниматься?

-- Не-ет! Я не буду этим заниматься до тех пор, пока я способен выходить на сцену как актер. Я хотел бы, чтобы был режиссер, который делал бы со мной спектакли. Это профессии, которые, как мне кажется, исключают одна другую. Актер -- по большому счету, эгоист. Он должен быть эгоистом, понимаешь? А режиссер должен этот эгоизм у актеров "снять". Скомандовать: ты -- сюда, ты -- туда, ты -- громче, ты -- тише... Как они могут ужиться в одном человеке? Надо быть тем, кем ты можешь. А могу я быть только актером.

-- Мальчишек своих вы без боязни выводите на сцену? Все-таки, большинство артистов говорят, что не пожелали бы своим детям такого...

-- Конечно, без боязни. А что здесь такого страшного? Наоборот, то счастье, которое я ощущаю на сцене... Почему не пожелать, чтобы и мои дети это почувствовали? То есть, я не говорю, конечно: давай, Георгий, выходи, потому что это такая кайфовая профессия!.. Но если ему это нравится, я ни в коем случае не буду его отговаривать. Потому что я считаю, что актерская профессия -- если не лучшая, то, по крайней мере, она дает такой эмоциональный заряд, которого нигде больше не получишь! Это живое общение со зрителем обогащает больше, чем общение с чем угодно...

-- А просто общение человеческое -- разве не так же обогащает?

-- Нет. Потому что в человеческих отношениях присутствует реальность, понимаешь? Есть какие-то законы в человеческих отношениях. А театр -- это как бы беззаконие. В том плане, что актер (хороший актер!), выходя на сцену, может сделать со зрителем что угодно, они могут владеть залом. Я же чувствую, что происходит с залом, когда мы играем "Кин IV", "Отелло", "Мастера и Маргариту"... Вот такое общение актера со зрителем -- его же в жизни не бывает! Это игра, фантазия. Вот ты спрашиваешь про возраст, а я себе отдаю отчет, что сейчас могу делать то, чего раньше не мог. Молодость -- она тем и привлекательна, что ничего делать не надо. Вышел красивый актер или актриса -- и тебе все прощалось за молодость... А теперь уже ничего не прощается. Не прощается возраст, не прощается, что ты не можешь сделать кульбит, как когда-то...

-- ...такой, как делает ваш Славка?

-- Да-а... Но мы будем с ним делать кульбиты на сцене 15-го числа!

ЮБИЛЯР

Сегодня в Театре имени Франко -- его "юбилейная фантазия" на тему спектакля "Кин IV". За пару дней до этого появляюсь в театре. Хостикоев вихрем носится по сцене, отдает в микрофон какие-то команды, часто забывает о микрофоне и кричит так, срывая голос, поверх битловского "Оb-lа-di, Ob-la-dа!" и "Let It Be"... В какой-то момент даже показалось, что за этой бурной деятельностью он, как за стеной, пытается спрятаться от осознания надвигающегося юбилея. Но нет, эта мыслишка улетучивается так же молниеносно, как пришла: на самом деле он просто привык делать все "по-взрослому". В полсилы, в полноги -- никогда! Репетировать, играть, любить -- все на пределе возможностей...