1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №39 (1384) за 19.02.2003

КАК ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА "НАЕХАЛА" НА ЭНЕРГЕТИКОВ

Донецкой железной дороге недавно удалось, казалось бы, невозможное. Недавно в хозяйственный суд Киева дорога подала иск на Национальную комиссию распределения электрической энергии Украины и выиграла его. Суд признал незаконным введение НКРЭУ в тарифы на электроэнергию экологическую составляющую тарифа.

В других областях даже не представляют, что это такое. А предприятия Донецкой области об экологической составляющей знают очень хорошо. Если бы не она, тарифы на электроэнергию в области были бы ниже как минимум на 3 процента. А еще если добавить к этому НДС...

История введения трехпроцентной надбавки уходит в 1996 год. Тогда в стране начались серьезные проблемы с электроэнергией. Частота в сети доходила до критической отметки 49 герц. Стояла угроза развала всей энергосистемы страны. В Донецкой области не хватало генерирующих мощностей. И тогда было решено возобновить строительство Мироновской ТЭС.

Эту станцию начали строить еще во времена СССР. И со временем она превратилась в обычный советский долгострой. В общем, в 1996 году руководство области вспомнило о Мироновской ТЭС. Для строительства, как известно, нужны деньги. А где их взять? У государства, а в то время Кабмин возглавлял Павел Лазаренко, по понятным причинам денег не было. И тогда Кабмином было решено создать специальный фонд для строительства электростанции. А источником поступления денег в этот фонд должна была стать так называемая трехпроцентная экологическая добавка к тарифу на электроэнергию, которую и ввела НКРЭУ для всех юридических лиц Донецкой области, кроме бюджетных организаций.

Эту экологическую надбавку юрлица должны были платить с прибыли, и плата эта была, как бы, добровольной, что никого не устраивало. И потому в 1998 году той же комиссией экологическая надбавка была отменена, а вместо нее введена экологическая составляющая тарифа. Теперь оплата составляющей, как части тарифа за электроэнергию стала обязательной. Однако...

Далеко не все предприятия области поняли обязательности этого платежа. Казалось бы, действительно, почему они должны платить лишние три процента "Донецкоблэнерго", чтобы эта компания увеличивала свои производственные мощности и основные фонды за их счет. Но на это было постановление Кабмина, а стало быть, платить должны были все.

На сегодняшний день долг предприятий перед "Донецкоблэнерго" составляет более 163 млн. грн. И, естественно, при отсутствии такой крупной суммы денег Мироновская ТЭС до сих пор не построена.

Среди должников за экологическую составляющую значилась и Донецкая железная дорога, которая ранее эту часть тарифа оплачивала исправно. Но железнодорожники не стали судиться с "Донецкоблэнерго", как с исполнителем, а подали в суд на НКРЭУ. И как мы говорили в самом начале, этот суд выиграли. Но теперь возврат ранее уплаченных денег они требуют не с НКРЭУ, а с "Донецкоблэнерго", что также является не совсем справедливо. Ибо представителей "Донецкоблэнерго" даже не пригласили в суд на рассмотрение этого вопроса.

В общем, сегодня взаимоотношения между Донецкой железной дорогой и "Донецкоблэнерго" сложились очень не простые. Уже были случаи, блокировки передачи электроэнергии по своим сетям и отключения электропотребителей. И все это делалось на законных основаниях. И чем закончится эта борьба за электричество пока не понятно. Как и не ясно, будет ли все-таки построена Мироновская ТЭС и за какие деньги?