1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №39 (1384) за 19.02.2003

2. УКРАИНСКАЯ МЕДИЦИНА: ДИАГНОЗ – "КОРРУПЦИОЗ"

(Окончание. Начало в №38, 18 февраля)
По исследованию, проведенному Всеукраинской общественной организацией "Антикоррупционный форум", едва ли не половина украинцев раз в году давали кому-то взятки или делали подарки. Народ считает, что во взяточничестве врачи перегнали гаишников, педагогов, коммунальщиков, налоговиков и судей. А по мнению правоохранительных органов, коррупционные явления не имеют значительного распространения в медицинских учреждениях. Кто же прав?

"В 2020 ГОДУ МЫ СТАНЕМ СТРАНОЙ ПСИХИЧЕСКИ НЕНОРМАЛЬНЫХ"

Вот что говорит по этому поводу Руслан ИМЕРЕЛЛИ, руководитель ассоциации больных эпилепсией:

-- Пациенты считают, что у нас вообще нет здравоохранения, есть только медподдержка, и то за свои деньги. Психически больных лечат только ради того, чтобы они не вышли на улицу и не учинили погромы. Удивляет, как тихо уходят министры: отработал небольшой срок -- сняли. Справился -- пусть работает, не справился -- накажите. За что "ушли" -- никому не известно.

За 12 лет принят один закон о психиатрической помощи, но по сути он -- декларация. Каждая статья требует толкования. Поэтому реальной помощи больным как не было, так и нет. А ведь фактически все проблемы со здоровьем начинаются с "головы". И если сейчас больным не помочь, по прогнозам, к 2020 году мы станем страной психически ненормальных.

Все высказанное можно было бы назвать наговором: мало ли что люди сгоряча не "брякнут". Но вот что сообщил Ярослав ФЛИССАК, директор департамента контроля расходов на социальную сферу и науку, член коллегии Счетной палаты Украины.

-- Расходы из госбюджета в здравоохранении планировались и использовались неэффективно и даже незаконно, -- рассказал Ярослав Антонович. -- В результате в 1997--2000 годах при выполнении Национальной программы иммунопрофилактики населения без прививки остались 700 тысяч детей. Расходы на вакцинацию в 2000 году были запланированы меньше 5% от необходимого. И это при том, что за последние 10 лет смертность от инфекций выросла вдвое!

Другой пример: правительство Украины заключило контракт с фирмами Германии на закупку оборудования для производства вакцин на наших предприятиях. Оборудование на 50 млн. гривен уже устарело, а мы до сих пор покупаем вакцины за границей. О 7,3 млн. марок (18 млн. грн.), которые больше 8 лет лежат в немецких банках, вообще забыли, а говорят -- не хватает средств.

МЕДИЦИНСКИЕ ДЕНЬГИ РАСХОДУЮТ НЕЭФФЕКТИВНО

Немало непонятного происходило при выполнении программы борьбы с туберкулезом. С 1995 года в Украине эпидемия, но до 2000 года денег на борьбу с ней почти не выделяли. После проверки расходы на профилактику и лечение туберкулеза увеличили больше чем в 10 раз. "Странности" были обнаружены при проведении тендера на приобретение искусственных клапанов сердца и оксигенаторов, необходимых для проведения операций. Минздрав хотел купить их в 4--7 раз дороже среднерыночной цены, да и посредникам заплатил 6 млн. гривен. Тендер отменили, деньги в бюджет вернули.

Больше года ржавели на стоянках и в гаражах 34 новеньких "уазика" для скорой медпомощи стоимостью 749,9 тыс. грн. И это при том, что "скорой" позарез нужны 5318 автомобилей.

Особенно поразительна история с созданием центра кардиохирургии новорожденных с врожденными пороками сердца. В 2000 году Президент поручил оснастить его, Кабмин постановил, где деньги взять. Но центра до сих пор нет. Средств на оборудование и ремонт Академия меднаук не дала, зато купила импортную установку за 7 млн. грн., которая предназначена... для исследования взрослых! 2000 малышей умерли от пороков сердца, не получив помощи, пока взрослые разбирались.

А когда Счетная палата проверила, как обеспечивают инсулином больных сахарным диабетом, то оказалось, что нет информации, сколько диабетиков в стране. По мнению экспертов, запланированные расходы на закупку инсулина были искусственно завышены на 15--20 млн грн. ежегодно. В целом больше половины бюджетных средств на 2000--2001 годы Минздрав использовал с нарушением законодательства и неэффективно.

Владимир ЗАГОРОДНИЙ, замгоссекретаря Минздрава не отрицал, но и не подтвердил "нападки" Счетной палаты на свое ведомство.

-- Я в министерстве работаю недавно, -- сказал Владимир Васильевич. -- И для таких оценок существуют компетентные органы. Но могу привести случай и из своей практики (В.З. работал в горздраве Киева. -- Авт.) Два года назад в одной из детских больниц Киева КРУ обнаружило недостачу 500 кг сахара и 100 кг масла. Просили замять -- я отказал. Это ж не 100 грамм рассыпалось -- полтонны "свистнули"! Если факт есть -- это компетенция прокурора, следственных органов. Виновные должны быть наказаны. Медики -- "за" реформирование здравоохранения и борьбу с коррупцией. В этом мы поддерживаем начинание "Антикоррупционного форума". Жаль, что журналисты мало интересуются этой животрепещущей проблемой.

Кстати, недавно редакция "Сегодня" обращалась в Минздрав с просьбой министру дать интервью нашему корреспонденту или письменную информацию: кто из украинских медиков наказан и за какие преступления? Где они работали, кем и трудятся ли сегодня в здравоохранении? Какие меры принимает Минздрав к нарушителям законности? Министерство, в свою очередь, обратилось в Департамент Украины по вопросам исполнения наказаний, Генпрокуратуру, МВД и получило ответ: отдельный учет криминальных дел медиков не ведется. Запросило сведения в областях, и через месяц (в это время министра сменили) удалось выяснить: "кто-то кое-где у нас порой".

За год по суду наказано 20 медработников за злоупотребление служебным положением, взяточничество, хищение госимущества. Административным наказанием отделались 409 медработников опять же за злоупотребление служебным положением, финансовые нарушения, выписывание бесплатных и льготных рецептов не по назначению. Кто конкретно, какую должность занимал, продолжает ли работать -- об этом ни слова. Осудили ли кого-то из-за некомпетентности, неправильного диагноза или лечения, халатности, если был нанесен вред здоровью или смерть? Ни одного. И ни один из 260 чиновников (госслужащие разных уровней здравоохранения) к ответственности за коррупцию не привлекался. Правда, в конце прошлого года правоохранительными органами еще рассматривались дела 68 медработников. Впрочем, эти данные могут не отражать реальности, поскольку, пишет Госсекретарь Юрий Поляченко, "конкретной и в полном объеме информации от официальных органов, которые занимаются этими вопросами, не получено".

Похоже, что полной картины коррупциоза в медицине не знает никто. К сожалению, информации правоохранительных органов услышать не пришлось. А ведь акция была прекрасной возможностью показать, что сделано для искоренения взяточничества. Правда, некоторые мнения Форум опубликовал. Скажем, руководство СБУ разъяснило, что такое коррупция и резюмировало: "Коррупционные явления не имеют значительного распространения в медицинских учреждениях". Из других ответов следует, что лишь незначительная часть медиков-чиновников может нести ответственность "по закону" и только их действия могут быть квалифицированы как коррупционные. Однако пациенту все равно, кто берет мзду -- главврач, работник горздрава, хирург или гинеколог. Так что не надо играть в словесные игры: взятка есть взятка. А из Генеральной прокуратуры на запрос о фактах коррупции ответили, что мероприятия по выявлению проводятся, однако представить данные нет возможности. Запущенная болезнь -- налицо. Но из множества отписок разных ведомств следует: коррупция в стране есть, а коррупционеров -- нет.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Профессор А.А. БАБАНИН ректор Крымского госмедуниверситета:

-- Мы понимаем, почему на бытовом уровне граждане жалуются на коррумпированность медицины. В значительной мере этому способствуют созданные при больницах благотворительные фонды, в которые человек вынужден платить средства, аптечные пункты, где предлагают слишком дорогие медикаменты и т.д. Вполне вероятно, что кое-кто из врачей не отказывается от денежных вознаграждений или подарков от пациентов. Трезво оценивая негативную суть таких явлений, считаем, что причины -- в нищенском положении медицины в нашем государстве. Никакие призывы к медикам проявить сознательность не изменят положения, потому что сознательность не заменит лекарств и медицинского оборудования. Благотворительные фонды дают возможность медучреждениям покупать хоть какие-то медикаменты и ремонтировать протекающие крыши. Наличие необходимого финансирования сделало бы эти фонды ненужными и они умерли бы. Достойная оплата труда медиков помогла бы ликвидировать унизительную практику получения подарков в любой форме.

Академик Ю.П. ЗОЗУЛЯ вице-президент Академии меднаук Украины:

-- Необходимо признать, что "благотворительные взносы" из-за хронического недофинансирования здравоохранения стали важным источником средств для приобретения лекарств, затратных материалов, ремонта помещений и оборудования. Благотворительные взносы -- одна из немногих в наше время возможностей сохранить систему оказания медпомощи в Украине.

Профессор В.Н. КОВАЛЕНКО директор Института кардиологии:

-- Считаем целесообразным высказать предложения по минимизации негативной ситуации в здравоохранении: финансирование медпомощи должно соответствовать утвержденным стандартам гарантированного минимума, сегодня оно составляет меньше 20% от потребности, а зарплату медработников следует привести хотя бы в соответствие с утвержденным ВР прожиточным минимумом -- у врача она меньше в два раза. Принятие этих мер полностью снимет вынужденную необходимость "благотворительных взносов" и позволит отказаться от предлагаемой благодарности за помощь. Это будет лучшее лекарство медицине, которая действительно больна нищетой, конкретная программа преодоления неправильного понимания этой проблемы в обществе.

Н.В. ТОВЧИГА замначальника управления здравоохранения Черниговской облгосадминистрации:

-- Практику существования "благотворительных взносов" можно считать легитимной только в том случае, если они действительно благотворительные -- как в цивилизованных странах. Их существование в нашей системе здравоохранения носит характер замещения дефицита государственного финансирования.

Ю. ФЕДЧЕНКО начальник управления здравоохранения Харьковской обладминистрации:

-- "Бесплатность медицинской помощи" означает невозможность взимания с граждан платы в государственных и коммунальных учреждениях в любых вариантах расчетов (наличными или безналичными), или в виде добровольных взносов в различные медицинские фонды, или в форме обязательных страховых платежей. Признано неконституционным положение о разрешении лечебным и санаторно-профилактическим учреждениям принимать от больных плату за предоставленные услуги как внесение добровольной компенсации. На практике это положение использовалось как основание для обязательной оплаты больными оказанной медпомощи. Практику благотворительных взносов в больницах в свете решения Конституционного Суда считаем нелегитимной.

P.S. Автор благодарит Всеукраинскую общественную организацию "Антикоррупционный форум" за представленную информацию.